Михаил Смущенко
генеральный директор торгово-строительной компании «Гельстер» |
Курс валют радует или огорчает многих российских предпринимателей, которые работают с иностранными поставщиками. Когда в августе 2014 года евро и доллар дали жару и стремительно поползли вверх, бизнесу стало уже не до летних радостей. Сердца предпринимателей забились быстрее, артериальное давление подскочило.
Наша компания не стала исключением. Мы тогда только заключили договор на поставку и укладку напольных покрытий с крупной сетью фитнес-центров. Клиент платил рублями, а товары мы закупали у европейских производителей за валюту. Договор предполагал пост-оплату в течение недели после его подписания.
Пока мы ждали перечисления средств на расчетный счет, евро начал расти неумолимыми темпами. Каждый день наш финансовый директор пил валерьянку, открывая биржевые сводки, ведь наша прибыль таяла на глазах. В итоге мы потеряли примерно 30% дохода от сделки.
В этот период всем пришлось нелегко. Заказчики замораживали проекты («А вдруг завтра евро упадет? Зачем я буду переплачивать»). Клиенты из эконом – сегмента просто останавливали работы или закрывались. На рынке царила полная неразбериха.
Но время шло, курс относительно стабилизировался (точнее, он стабильно и предсказуемо рос). Заказчики вернулись к проектам. Особенно это проявилось перед новым 2015 годом, когда прошел слух, что вместе с датой на календаре резко изменятся и данные на табло курсах валют в обменниках. Если обычные граждане сметали с прилавков технику, то наши клиенты начали закупать напольные покрытия впрок. Но резкого роста не произошло. Год 2015 прошел относительно спокойно, и хоть и не вернул рынок на прежние позиции, но, по крайней мере, уже не доводил бизнесменов до паники.
Мы тоже извлекли урок. Теперь мы стараемся работать не с отсрочкой, а по предоплате. Это позволяет избежать лишних переживаний и потерь. Если такой подход не устраивает клиента, то мы заранее закладываем 5-6% стоимости сверху на случай изменения курса. При этом в договоре прописываем, что если курс валюты превысит определенную отметку, то сумма договора подлежит перерасчету. Причем, если рубль наверстает свои позиции, клиент может заплатить даже меньше.
Мы нашли еще один способ не волноваться из-за курса – работать с премиум-сегментом. Несмотря на кризис, эти клиенты так быстро от проектов не отказываются. Они могут выбрать вместо очень качественного продукта просто качественный, вместо самого дорогого покрытия что-то подешевле, но как правило, идут до конца.
Кризис нам даже помог. Мы хоть и заключаем, в конечном счете, сделки в рублях, но первоначальные цены устанавливаем в валюте. И если нам вновь предстоит лето 2014-го, успокоительным мы все же запасемся.