Ирина Шмелева
Директор Института стратегии устойчивого развития (АНО), кандидат психологических наук, доцент Университета ИТМО |
Идея устойчивого развития появилась 30 лет назад. Весь мир ее принял – это будущее, жизнь будущих поколений в нормальных условиях с не потраченными и не съеденными нашим поколением ресурсами. Образование для устойчивого развития позволяет развиваться в этом направлении и смотреть на мир как на целостную субстанцию. Такое образование учит мыслить системно, а это пригодится вне зависимости от того, какую профессиональную область выберет человек.
Вот, например, биолог. Он выращивает траву для газонов. Биолог понимает, что из-за загрязнения почвы и воздуха автомобилями трава растет хуже. Но при этом никогда не задумывается, что проблема напрямую связана с тем, какие решения принимают на уровне города и его транспортной стратегии.
Потому что в стандартном варианте любого образования, как правило, отсутствуют междисциплинарные связи. Студентов не учат видеть то, как узкая профессиональная область непосредственно связана со всеми другими.
Конечно, в Европе это уже не так. Поколение 25-ти – 30-летних европейцев воспринимает идеи устойчивого развития как естественный фон своей жизни. С детства многие из них впитали принципы про-экологического поведения, им привычно разделять мусор и выключать воду тогда, когда она не нужна. Это – пример сбережения ресурсов и шаг к зеленой экономике
Второе важное различие, которое я вижу, — отношение к устойчивому развитию муниципальных структур. Мне довелось встречаться с представителями муниципалитетов Голландии, Германии и Великобритании. Все они уже много лет работают в контексте стратегий устойчивого развития.
На встрече с представителями мэрии Лондона было очень приятно видеть насколько хорошо сотрудники четырех разных департаментов (транспортного, энергетического, здравоохранительного и комитета по зеленым насаждениям) понимают то, как взаимосвязаны все городские проблемы. Они не разделены «заборами» и административными барьерами, как это зачастую происходит на уровне муниципального и городского управления в нашей стране. А это результат уже пройденного этапа образования для устойчивого развития.
В России же с образованием для устойчивого развития происходят какие-то грустные вещи. На официальном уровне все необходимые документы приняли, еще 12 лет назад должны были активно включиться в процесс. На локальном уровне – отдельными специалистами, университетами, организациями, школами – идею хорошо восприняли. Сделали образовательные курсы и программы, открыли магистратуры, 11 кафедр с тематикой устойчивого развития и даже профессиональную переподготовку для школьных учителей.
Однако в документах, программах и обсуждениях до сих пор подменяются понятия – вместо «образование для устойчивого развития» говорят «экологическое образование», что сразу отсекает программу от стратегии устойчивого развития. Более того, на следующем уровне, когда нужно было принимать институциональные решения и разрабатывать образовательные стандарты, которые могли бы стать обязательными, сделали очень мало.
После завершения десятилетия образования для устойчивого развития (2004 – 2014 годы) на всемирной конференции в Нагойе в 2014 году составили карту, на которой обозначили 360 новых центров в разных странах мира, возникшие по итогам этого десятилетия. Карта пестрит красными точками и во всех странах мира видна определенная активность. И только одна шестая часть суши чиста, как белый лист бумаги…
Мы по-прежнему выпускаем специалистов, не имеющих представления о концепции устойчивого развития, принципах зеленой экономики и энергосбережения, альтернативной энергетике и социальной ответственности бизнеса. И с каждым днем мы отстаем от доказавшего свою продуктивность мирового тренда все больше и больше.