За полтора года существования Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) о его работе можно услышать не так часто – страны-участницы перешли к рутинному процессу юридических согласований. Армения – один из ключевых партнеров России в создании единого экономического пространства, и Еревану, равно как и Москве, пришло время решиться на реформы для сохранения конкурентоспособности. АБН обсудило с ученым, кандидатом экономических наук, сопредседателем общественной организации «Молодые ученые ЕАЭС» Борисом Авакяном экономическое положение Армении и ее интеграцию в ЕАЭС.
Борис Арменович, в одной из своих последних статей вы говорите, что экономические процессы, происходящие в Армении за последние четверть века поставили перед страной некую «сверxзадачу» – усовершенствовать структуру экономики. Почему момент для преобразований настал именно сейчас? Армению существенно затронуло падение цен на углеводороды, как, например, Россию, или речь о системном кризисе экономики страны?
Речь идет, о сокращении поступлений трансферных переводов из РФ в Армению. Из 1,5 млрд долларов 90% поступало из РФ. В связи с кризисом и стагнацией экономики РФ работающие трудовые мигранты сократили суммы переводов. Поэтому Армении необходимо создать условия, при которых в экономику Армении пойдет новый приток денег, замещающий сокращение частных трансферов.
Экономика Армении развивается в реальных рыночных условиях, и курс национальной валюты не колеблется из-за того, что базируется на реальном ВВП, и не зависит от сырьевых доходов. У Армении появилась реальная возможность увеличить экспорт сельхоз продукции в РФ, связи с освободившейся нишей в РФ от товаров стран-экспортеров в отношении, которых введены санкции.
Полтора года прошло, как Армения находится в Евразийском экономическом Союзе. Что дало стране членство в Союзе? Рассматривал ли Ереван сближение, интеграцию с Европейским Союзом?
Армения работает в направлении привлечения транзитных потоков товаров и денег, идущих в страны ЕАЭС. Армении поддерживает партнерские отношения с ЕС, но они качественно отличаются от стратегических и союзнических отношений со странами ЕАЭС.
Цель Еревана — максимально возможное продвижение своего экспорта и получение преференций для своих производителей для увеличения присутствия товаров и услуг произведенных на территории Армении.
С ЕАЭС цель более глобальная — полная интеграция в плане экономического единого пространства: единое таможенное пространство, в дальнейшем единая банковская система, гармонизация и единообразие в законодательстве… С ЕС таких целей точно нет.
Немного о взаимодействии с Россией: глава Госкомиссии Армении по защите экономической конкуренции Артак Шабоян ранее завил, что российские ритейлеры отказываются работать напрямую с армянскими компаниями и отсылают их к посредническим организациям, условия которых не всегда благоприятны для экспортеров. Почему это происходит? Какие товары из Армении востребованы в России?
Армения планирует открытие филиалов своих торговых домов в РФ для заключения прямых договоров с российскими ритейлерами. Товары армянских производителей алкогольной продукции, сельхоз продукции, и товаров питания, очень востребованы в РФ.
Вернемся к упомянутой выше статье. В ней вы говорите, что экономика Армении «своеобразно монополизирована, а следовательно, также по этому признаку олигарxична». И у этого есть важное следствие: количество лиц, считающиx такое состояние экономики «естественным» и «нормальным», не редеет, а пополняется. О какой тенденции вы говорите? Что происходит в Армении, какая-то часть элиты не заинтересована в реформах?
Да, экономика Армении имеет признаки олигархичности, но ситуация стала меняться с вступлением Армении в ЕАЭС, поскольку это дало возможность обходить бюрократические препоны, создаваемые в интересах определенных бизнес-структур в Армении.
Если я верно понял, то вы считаете, что залог экономического рывка – корректная организация институтов? Вы также говорите, что главное препятствие для роста — несовершенная система институтов защиты свободной конкуренции. О каких конкретно институтах идет речь? Какой опыт нужно внедрять?
Да, система институтов не совершена, именно по этому, руководство Армении пригласило меня для консультации в области реформирования институтов защиты конкуренции, связи с тем, что мной было проведено много исследований в этой области. Нам предстоит большая работа с нормативно-правовой базой, поскольку в имеющейся слишком много «белых пятен».
Как Москва может помочь Еревану в экономических преобразованиях?
Помощь Москвы Еревану колоссальна, поскольку российские инвестиции в Армению, занимает почетное первое место. Основная задача, Москвы и Еревана, привести к единообразию, свое законодательство и государственные институты, поскольку именно это продиктовано нынешними реалиями нахождения наших стран в ЕАЭС.