«Благоприятным» фактором для образования «пузыря» может стать ситуация, в которой темпы роста цен на жилье с учетом уровня инфляции начнут в разы превышать темпы роста реальных доходов населения либо наоборот – реальные доходы населения начнут падать в разы стремительнее, чем цены на жилье. Однако в ближайшие несколько лет такое представляется маловероятным.
Наталья Мильчакова
замдиректора аналитического департамента Альпари |
На российском рынке ипотечных кредитов осенью 2017 года наблюдался рекордный рост. Так, по данным исследования рынка, проведенного Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), в октябре банки выдали физлицам более 115 тыс. ипотечных кредитов общим объемом до 230 млрд рублей, что на 70–80% превышает уровень октября 2016 года и на 25–35% превышает значение октября 2014 года. Напомним, что, по данным АИЖК, предыдущий рекордный объем выданных ипотечных кредитов наблюдался в декабре 2014 года, когда объем выданных ипотечных ссуд достиг 227 млрд рублей. А по итогам 9 месяцев 2017 года ипотечный портфель банков вырос на 9% до 5 трлн рублей, при том что за весь 2016 год этот показатель вырос на 13%, то есть в текущем году спрос на ипотеку значительно увеличился. А в 2018 году АИЖК прогнозирует совокупный рост портфеля ипотечных кредитов банков на 20-25% к 2017 году.
Основной причиной роста спроса на ипотеку стало снижение ставок по ипотечным кредитам в рыночном (не субсидируемом государством) сегменте в октябре ниже 10% с 13-14% в начале года. Ставки по ипотеке в течение года понижались вслед за последовательным снижением ключевой ставки Банком России, которая на данный момент составляет 8,25%. Ключевая ставка ЦБ в 2018 году может продолжить снижение, соответственно, вслед за ней продолжат падать и ставки по ипотечным ссудам, а спрос населения на ипотеку будет продолжать расти.
В связи с этим возникает вопрос – не образуется ли в следующем году на рынке ипотеки «кредитный пузырь», подобный тому, который образовался на рынке недвижимости в США в 2007 году? Ведь количество выданных населению кредитов растет, а реальные доходы пока остаются слабыми. Так, по данным Росстата, за 9 месяцев 2017 года реальные располагаемые денежные доходы населения России снизились на 1,2% в годовом исчислении. Что если обедневшее население неправильно рассчитало свои возможности и не сможет расплатиться по кредитам?
По прогнозам АИЖК, появление такого «пузыря» в России в ближайшие годы крайне маловероятно. Ведь доля просроченных кредитов на срок более чем на 90 дней в совокупном ипотечном портфеле банков составляет всего 2,4%, хотя в целом по совокупному банковскому портфелю процент просроченных кредитов составляет 6%. Мы также можем отметить, что в течение последних пяти лет в России последовательно снижаются реальные цены на жилье (с учетом инфляции), хотя в абсолютных величинах они растут. Снижение реальных цен на недвижимость составило около 30% с учетом инфляции, невзирая на рост в абсолютных величинах за пять лет на 14%. А в период кризиса и цены «в абсолюте» снижаются. Например, на начало IV квартала 2017 года средняя по России цена квадратного метра квартиры во вновь построенном доме составляла около 55 тыс. рублей, что на 11% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
«Благоприятным» фактором для образования «пузыря» может стать ситуация, в которой темпы роста цен на жилье с учетом уровня инфляции начнут в разы превышать темпы роста реальных доходов населения либо наоборот – реальные доходы населения начнут падать в разы стремительнее, чем цены на жилье. Однако в ближайшие несколько лет такое представляется маловероятным.
Кроме того, в России у населения не так востребована «игра» на рынке недвижимости, подобно игре на фондовой бирже или валютном рынке, как это было ранее востребовано в США. Со спекулятивными целями ипотечные кредиты, как правило, в России не берут. Да и банки предъявляют очень высокие требования к заемщикам по ипотеке в рыночном сегменте, в частности, первоначальный взнос достаточно высок (кредиты с первоначальным взносом не выше 20% от общей стоимости квартиры регулятор относит к высокорискованным кредитам), что также является механизмом страхования рисков – как банков, так и ипотечного рынка в целом. А в США банки выдавали ипотечные ссуды с нулевым первоначальным взносом, что только привлекало большое количество спекулянтов на ипотечный рынок.
Кроме того, согласно приводившимся в российских СМИ оценкам, в России доля ипотечных кредитов в ВВП составляет всего 6,2%, при том что в США аналогичный показатель равняется 50%.
Таким образом, в России, в отличие от США и многих других стран, ипотека является инструментом приобретения доступного жилья, а не спекулятивным инструментом. Впрочем, если в течение нескольких ближайших доходы населения будут оставаться скромными, а цены на недвижимость вдруг начнут расти очень высокими темпами, вопрос о возникновении пузыря на российском рынке ипотечных кредитов снова может стать актуальным. Можно успокоиться, но это не значит, что о рисках ипотечных кредитов можно забыть навсегда.