Кризис не отразился на доходах и пассажиропотоках международных автоперевозчиков, которые не пренебрегали динамичным ценообразованием, считает генеральный директор ЗАО «Евролайнс» Райт Реммель. Глава российского представительства Lux Express Group рассказал АБН о том, почему часто путешествующие в Хельсинки или Таллин пересаживаются с автомобилей на автобусы и как увеличиваются их запросы.
Каким для вашей компании стал уходящий год?
Событий было много – это уже значит, что год прошел хорошо. Был рост пассажиропотока – в направлении Петербург — Хельсинки он составил 23%. Это значит, что те услуги, которые мы предлагаем на борту автобусов, стали лучше. Пассажир может использовать время в пути более разумно – например, выбрать между работой и отдыхом. Мы сделали все, чтобы людям было удобно в автобусе, и видно, что они нам за это благодарны, так как рост пассажиропотока есть на всех направлениях из Петербурга.
Маршрут Петербург – Хельсинки популярнее, чем Петербург – Таллин?
Между Россией и Эстонией больше исторических связей – из Петербурга в Таллин едет много тех, у кого там есть родственники. В Финляндию часто отправляются те, кто работает в этой стране – особенно это касается молодежи. Постоянные клиенты у нас есть на обоих направлениях. В направлении Петербург-Хельсинки их больше 50% от общего потока пассажиров. Если говорить именно о нашей компании, то на маршруте из Петербурга в Таллин автобус – самый популярный вид транспорта, в день мы предлагаем до восьми отправлений. В Хельсинки пока мы предлагаем три отправления в сутки. В поездках до Таллина нам удалось изменить привычки пассажиров, а в ситуации с Хельсинки это находится в процессе. Когда мы вышли на это направление, то была всего одна фирма, которая обслуживала автобусные перевозки из Петербурга в столицу Финляндии. В настоящий момент всего 10% тех, кто совершает поездки в Хельсинки, пользуется регулярными автобусными линиями. Мы видим, что в дальнейшем там возможен очень большой рост.
Насколько кризис повлиял на пассажиропоток в международных направлениях?
Если смотреть на наши данные, то снижения пассажиропотока нет. Кризис чаще всего оказывает чисто психологическое влияние. Конечно, политика и экономика могут влиять на пассажиропотоки – когда пару лет назад курс евро доходил до 100 рублей, то многие всерьез задумывались об этом перед поездками. Но за последние пару лет такого нет. Справиться с таким психологическим влиянием кризиса нам помогло динамичное ценообразование, когда мы можем быстро реагировать на рост курса валют, чтобы люди, покупающие наши билеты, не чувствовали подорожания. Цены сохраняются на том же уровне вне зависимости от скачков.
Кто направляется в Таллин или Хельсинки, хотят посмотреть в автобусе классику советского кино
Насколько за последние годы изменилимь потребности пассажиров?
Человек быстро привыкает к хорошему. Если у вас в автобусе можно посмотреть кино, то люди хотят большего выбора фильмов. Кроме того, потребности пассажиров зависят от направлений, куда они едут. Например, некоторые из тех, кто направляется в Таллин или Хельсинки, хотят посмотреть в автобусе классику советского кино. Между Ригой и Вильнюсом хотят другие фильмы. Мы ищем различные новые технические возможности, чтобы качество интернета в автобусе было лучше. Сейчас тестируем возможность того, чтобы люди на наших медиа-устройствах и своих смартфонах, подключенных к автобусному Wi-Fi, могли смотреть видео на Youtube. Несколько лет назад такая возможность стоила бы очень больших денег, но технологии не стоят на месте и сейчас этого достичь уже проще.
Также необходимо развивать не только услуги, предоставляемые в автобусе, но и систему продажи билетов. Важно, чтобы клиент мог быстро нас найти и купить билет. Причем мы говорим не только про билет на автобус, но и том, как пассажир доберется до него – такси, гостиницы и все остальное. Автобус – это одно из звеньев большой цепочки путешествия, и нам она интересна полностью – от самого старта из дома или гостиницы до конечной точки.
Достаточно большое число компаний занимается перевозками из Петербурга в Финляндию и Прибалтику. Какие из них являются вашими главными конкурентами?
Главный конкурент – это личный автомобиль. Жители большого города привыкли к такому виду передвижения. Кроме того, несколько раз в день из Питера в Хельсинки курсирует поезд «Аллегро». Эта другая клиентура – им чаще пользуются финны, там выше стоимость. В конкуренции с поездом нам помогает динамичное ценообразование, стоимость билета на автобус может снижаться даже в пиковый сезон.
С конкурентами у нас дружеские отношения. Есть те же Ecolines, у которых из Петербурга в Хельсинки три отправления в день. В Прибалтике это наши прямые конкуренты. Но конкуренция – это хорошо, она стимулирует рост качества общественного транспорта.
Какие задачи ставите перед собой в будущем году?
На петербургских маршрутах планируем рост в 10%. В направлении Петербург — Хельсинки хотим добавить мощностей и ожидаем там продолжения роста. В следующем году в наш бюджет заложены крупные инвестиции на новые технологии. Это связано и с тем, что находится внутри автобуса, и с тем, что связанно с системой продаж.
Планируете осваивать внутрироссийские направления?
Мы давно смотрим в этом направлении, но на будущий год еще таких планов нет. Мы следим за изменениями в российском законодательстве, связанном с междугородними автобусными перевозками. Для нас очень важно, чтобы все игроки рынка были в равных условиях. Это связано с безопасностью людей, с дорожной безопасностью. Надеемся, что большее число перевозчиков будут регулярно и легально предлагать свои услуги. За последние пару лет видно, что перевозчики инвестирует средства в автобусы, их становится больше – например, это можно наблюдать на направлении Петербург — Псков, где появляются много новых больших автобусов.
Разговаривал Виталий Беспалов / АБН