Через тернии свалки — к звездам: что принес Петербургу второй день ПМЭФ

Фото: ТАСС/ПМЭФ

В Петербурге появится общественное пространство, а федеральный бюджет добавит денег на Восточный скоростной диаметр. Таковы главные новости второго дня ПМЭФ для Петербурга. Кроме того, сделаны шаги для решения проблем с полигоном «Красный бор» и Пулковской обсерваторией.

Утро пятницы, 7 июня, на петербургском стенде ПМЭФ началось с известия о том, что вице-губернатор Эдуард Батанов подписал соглашение о начале работ по проектированию и подготовке территории для будущего примыкания ЗСД к Витебскому проспекту. Фактически речь идет о первом участке Восточного скоростного радиуса (ВСД). Построить его планируется до 2042 года.

Затем врио губернатора Петербурга Александр Беглов встретился с главой банка ВТБ Андреем Костиным. ВТБ – один из инвесторов, которые будут финансировать строительство ВСД. Еще одним инвестором станет «Газпромбанк». Кроме ВСД Александр Беглов и Андрей Костин обсудили строительство второй очереди пассажирского терминала аэропорта «Пулково» (ВТБ участвует в консорциуме «Воздушные ворота Северной столицы»).

Позже, уже в середине дня стало известно о том, что денег на ВСД добавит и федеральный бюджет. Еще в феврале этого года Евгений Дитрих отказал Александру Беглову в федеральном финансировании проекта, предложив искать частных инвесторов. На этот раз его позиция смягчилась. Министр незапланированно пришел на петербургский стенд, где сказал врио главы: «Будем помогать».

Впрочем, конкретных сумм он не назвал, сообщив, что «надо взглянуть» на материалы, подготовленные по проекту. Александр Беглов, в свою очередь, озвучил актуальную на данный момент стоимость всего проекта в целом: 160 млрд млрд рублей.

Еще перед этим, пообщавшись с Андреем Костиным, Александр Беглов принял делегацию Сингапура, которую возглавлял старший государственный министр страны Ко По Кун. Врио губернатора фактически предложил сингапурским компаниям участвовать в конкурсе на создание интеллектуальной транспортной платформы Петербурга.

«Мы готовим техническое задание по этому проекту и предусматриваем финансирование в бюджете 2020 года. Уверен, что ваши компании примут участие в конкурсе», — заявил он.

«Наши компании готовы работать вместе с Правительством Петербурга, чтобы найти решение по исполнению таких сложных проектов, которые будут способствовать благополучию жителей Санкт-Петербурга», — сказал Ко По Кун.

Такое сотрудничество неудивительно, учитывая, что петербургские делегации неоднократно бывали в Сингапуре, где изучали опыт этой страны в организации работы общественного транспорта. Он работает как единый организм, которым управляет интеллектуальный центр. То же самое планируется создать и в Петербурге.

Вслед за общественным транспортом настала очередь общественных пространств. Именно такое пространство планирует создать совместно с городом Почта России в принадлежащих ей исторических зданиях Главпочтамта, ДК работников связи и Дома-усадьбы Ломоносова. Проекта пока нет, ведется лишь разработка концепции. Генеральный директор ФГУП «Почта России» Николай Подгузов предложил разработать ее вместе с городом, а также продумать финансирование, которое, по его словам, может составить несколько миллиардов рублей. Александр Беглов был более конкретен, назвав рамки от 2 до 3 млрд. «Это очень важный проект для нашего города», — сказал он.

Пресс-служба Смольного впоследствии пояснила, что город готов взять на себя реконструкцию улично-дорожной сети, а также встраивание зданий Почты в единую концепцию исторического квартала. Никаких соглашений на этот счет подписывать пока не стали, договорившись, что это будет сделано в ближайшее время.

Встреча Александра Беглова с министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым прошла за закрытыми дверями. Выйдя к журналистам, министр сначала долго говорил общие слова о развитии науки и образования в Петербурге, но прессу интересовала в первую очередь судьба Пулковской обсерватории. Напомним, что территория вокруг нее застраивается, а в Академии наук готовы отказаться от наблюдений за звездами в Пулково.

Пулковская обсерватория закрыта не будет, повторил Михаил Котюков уже озвученное ранее решение. На прямой вопрос о том, будут ли продолжаться в Пулковской обсерватории наблюдения, он ответил: «Мы должны найти сегодня правильные формы для современно уровня развития исследований в этой сфере». Остался без ответа и вопрос, будет ли продолжена застройка около обсерватории. Александр Беглов отметил лишь, что на развитие научного учреждения потребуется 700 – 800 млн рублей.

Еще одной острой темой, которую подняли в пятницу на ПМЭФ, стала ликвидация полигона токсичных отходов Красный бор. Александр Беглов и министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин подписали соглашение о взаимодействии при передаче полигона в федеральную собственность. При этом прозвучали сроки, за которые опасный объект планируется ликвидировать: 6 – 7 лет.

Еще два соглашения, которые последовали за этим, можно назвать техническими. «Газпром» пообещал поддерживать в Петербурге парусный спорт, а «Национальная система платежных карт» — проект «Единая карта петербуржца». Конкретных сумм при этом не называли.

Зато вполне осязаемые последствия может иметь соглашение с крупнейшей в России судоходной компанией «Совкомфлот». Предприятие готово помочь с созданием городского оператора морских круизов. Об этом проекте говорят в Смольном последние несколько лет, после того, как петербургский оператор St.Peter Line слился с итальянским Moby S.p.A. Но дальше разговоров дело пока не шло.

Генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк не обещает быстрого прогресса и сейчас. «Мы должны собрать некую систему, сделать хорошее обоснование по экономике», — рассказал он АБН. По его словам, на подготовку бизнес-плана уйдет от трех до шести месяцев. Затем предстоит заказать судно. При этом «Совкомфлот» не исключает, что примет финансовое участие в проекте.

«Если мы сами увидим здесь бизнес, в который мы можем вложить, почему мы должны себе отказать?», — заявил Сергей Франк.

Автор: Александр Лобановский

Новости партнеров