Банкротство некогда одного из самых влиятельных банкиров Петербурга Юрия Рыдника переходит в новую фазу. Финансовый управляющий намерен начать распродажу имущества финансиста. При этом он обнаружил признаки преднамеренного банкротства, а АБН — таинственного кредитора.
В четверг, 5 сентября, состоится собрание кредиторов гражданина Юрия Рыдника, на которое будет вынесен вопрос о признании гражданина банкротом и начале реализации его имущества. В апреле в его отношении была введена процедура реструктуризации долгов.
Кроме того, недавно финансовый управляющий объявил о наличии признаков преднамеренного банкротства Рыдника.
Юрий Рыдник занялся бизнесом в начале 1990-х. В 1993-1996 годах он возглавлял петербургский филиал фирмы «Союзконтракт», которая контролировала до 60% российского рынка птичьего мяса. Партнером Рыдника в этом бизнесе был Михаил Мирилашвили.
В 1996 году предприниматель возглавил «Балтонэксимбанк» (впоследствии «Балтинвестбанк»). На этот раз его партнером стал Владимир Потанин. Считается, что банк финансировал кампанию кандидата в губернаторы Петербурга Владимира Яковлева. После победы последнего, в «Балтонэксимбанке» был открыт счет петербургского Казначейства.
С 1998 по 2000 год Юрий Рыдник был совладельцем и председателем совета директоров завода «Северная верфь». Также ему принадлежала доля в компании «Телеком XXI», на основе которой впоследствии начала предоставлять услуги сотовой связи стандарта GSM компания МТС.
В декабре 2002 году бизнесмен избрался в Законодательное собрание Петербурга по 41-му избирательному округу. Но спустя три месяца суд лишил его полномочий за нарушения в ходе избирательной кампании. На повторных выборах победил никому тогда неизвестный преподаватель Академии им. Можайского Вячеслав Макаров.
В 2011 году Рыдник вернулся в политику, возглавив петербургское отделение партии «Правое дело». В 2013 году он принял участие вместе с Максимом Резником (ныне депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга) в создании петербургского отделения партии «Гражданская платформа» и вошел в число его руководителей. В 2015 году он ушел из партии вслед за ее лидером Михаилом Прохоровым.
Тогда же, в 2015 году начались проблемы у «Балтинвестбанка». Было принято решение о его санации. Офис компании посещали правоохранительные органы. В итоге «Балтинвестбанк» перешел под контроль «Абсолют банка».
В 2017 году «Балтинвестбанк» уже подавал иск о банкротстве своего бывшего владельца. Тогда речь шла о долге в размере 130 млн рублей. Однако стороны договорились о реструктуризации, и иск был отозван. В начале нынешнего года банк вновь подал иски к своим бывшим руководителям и акционерам. На этот раз долг Юрия Рыдника оценили в 13 млн рублей.
Требования кредиторов все время растут. Так, «Балтинвестбанк» добился включения в реестр требований долга в размере 40 млн рублей. Банк «Санкт-Петербург» оказался в реестре кредиторов с 653 млн. ББР банк потребовал с бизнесмена 60 млн рублей, но это требование еще не удовлетворено. Кроме того, в реестр стали проситься физические лица, включая бизнес-партнеров Юрия Рыдника. В общей сложности они предъявили ему более 1,3 млрд рублей. Часть требований уже признана судом.
Наиболее загадочным кредитором выглядит компания «Воларт Инкорпорейшн», зарегистрированная в Белизе. Она требует с Рыдника 2,3 млрд рублей и блокирует проведение собраний кредиторов, пока ее требования не будут учтены. Эта компания подавала иски о взыскании с бизнесмена различных сумм и в рамках других судебных дел.
В офисе финансового управляющего Юрия Рыдника отказались от комментариев. Юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и Партнеры» Юлия Бурденко говорит, что выявление признаков преднамеренного банкротства входит в обязанности арбитражного управляющего.
Можно предположить, что в данном случае финансовый управляющий выявил сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченных имуществом (должник принял на себя обязательства в заведомо неисполнимом объеме) — говорит она.
В Уголовном кодексе за преднамеренное банкротство предусмотрена статья. Однако обвинительных приговоров по ней крайне мало, отмечает Юлия Бурденко.
В данном случае важно, что установление управляющим признаков преднамеренного банкротства может привести к тому, что должник по итогам процедуры банкротства не будет освобожден от обязательств, — продолжает она.
Но для этого суд должен подтвердить, что должник действовал недобросовестно.