«Пригласить нельзя запретить»: как перераспределить туристические потоки в Петербурге

Каким образом необходимо перераспределить туристические потоки в Петербурге, чтобы с уверенностью поставить запятую в предложении «пригласить нельзя запретить», что не так с электронными визами и почему город страдает от наплыва туристов рассказали на встрече Экспертного клуба Петербурга специалисты в области туристской индустрии, а также депутаты Законодательного собрания.

По мнению депутата Законодательного Собрания города Алексея Цивилева, когда речь заходит о приумножении числа туристов, необходимо, в первую очередь, думать не о введении электронных виз и увеличении турпотока с 8 до 12 миллионов. Важной составляющей в этих комбинациях являются базовые запросы – транспорт, жилье, еда – которые пока город не может удовлетворить в полном объеме, считает эксперт.

«У нас недостаточно развита транспортная инфраструктура. Мы не можем обеспечить улицы города таким количеством туристов, они будут чувствовать себя дискомфортно. Это будет Венеция в самом худшем варианте. Мы считаем, что развитие туризма – это не столько придумать красивые события, это, прежде всего, сделать понятную инфраструктуру, чтобы туризм развивался и не приносил дискомфорт местным жителям и создавал больше комфортных условий для самих туристов».

Фото: Экспертный клуб Петербурга

Цивилев сразу же выступил с предложением. По его мнению, концепция Комитета по развитию транспортной инфраструктуры о введение скоростного режима движения транспортных средств на отдельных участках дорог или в различных зонах с целью повысить пропускной способности и «успокоение движения» недостаточная. Поэтому в настоящий момент депутат совместно с экспертным сообществом разрабатывает систему развития транспортной системы Петербурга, которая коснется трех районов – Центрального, Петроградского и Петродворцового – «это районы протяжения туристов. Речь идет и о парковках для автобус, и о введение пешеходных зон. Ввиду того, что КРТИ не предложило интересных вариантов, мы эту систему предложим и презентуем общественности», — подчеркнул депутат.

К слову, о плачевном состоянии транспортной инфраструктуры в Петербурге отчитался и председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Куксов.

По его словам, о перевозках туристов в Петербурге мало кто задумывается. В этом году с трудом удалось организовать 12 дополнительных остановок для автобусов в центре города, чтобы обслуживать гостей из других стран. Кроме того, единственный на всю Северную столицу автовокзал, находящийся в центре города, тоже не вызывает восторга у туристов, поскольку выезд из Петербурга занимает порядка двух часов – «это неудобно и не позволяет увеличить пассажиропотоки из стран ближнего зарубежья, которые автобусным транспортом могут к нам попасть».

Недавно ввели электронные визы, и, по мнению эксперта, пассажиропоток из Финляндии, Эстонии и других стран увеличится. «Для того чтобы мы хорошо обслуживали группы туристов, нам необходима такая специфическая вещь, как финские разрешения, которые Министерство транспорта в одностороннем порядке без объяснения причин сократило в два раза. Кроме того, существует проблема детского туризма. Город забит личным транспортом, звучит предложение использовать выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы было разрешено обслуживать группы детей на выделенных полосах. Это тоже будет рассматриваться. Так что перспективы есть, необходимо проделать большую работу. Пока, на наш взгляд, с этой работой органы исполнительной власти не совсем справляются», — считает Куксов.

«Нет антикитайской риторики»

С тем, что развивать дальше туристскую индустрию и готовиться к увеличению турпотока без стратегического подхода и отлаженной инфраструктуры бессмысленно, согласился и депутат ЗакСа, руководитель фракции ЛДПР Павел Иткин. Он решил затронуть вопрос о необходимости введения туристического налога в регионе и стране.

«Я вижу это следующим образом: независимо от туристического потока, город нам нужно сохранить. С моей точки зрения, этот налог должен перенаправляться на развитие инфраструктуры и на улучшения качества услуг. Чтобы результат был виден, необходимо, чтобы эти деньги уходили не в общую кубышку, а непосредственно на развитие. Главное, не создавать видимость – может быть, необходимо создать дополнительные информационные центры поддержки туристов, те же инфраструктурные дорожные проекты, какая-то помощь по выделенным линиям должна оказываться. Все это необходимо обсуждать».

Фото: Экспертный клуб Петербурга

Директор китайской туристической компании «Коко» Люй Шаосюнь, прибывший на встречу с переводчиком, отметил, что 100 рублей в день в качестве туристического налога – это совсем не большая сумма. Но сказать о том, сколько в среднем туристы из Китая оставляют денег в Петербурге, сложно, несмотря на то, что информация о немыслимых тратах представителей из Поднебесной распространяется достаточно активно.

«Не так давно эксперты выразили восторг, сколько денег тратят китайские туристы. Мы со своей стороны проанализировали эти цифры и пришли к выводу, что большая часть тех трат приходится именно на деловых туристов, и, как ни странно, студентов. В силу постоянного снижения демпинга со стороны отдельных китайских компаний, стоимость услуги для них сейчас ниже некуда, их платежеспособность тоже вызывает большие вопросы, и в данном случае, к сожалению, нет причин для радости, что китайские туристы оставляют столько денежных средств, сколько транслируется экспертами», — заметил исполнительный директор Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Роман Лыжин.

Цивилев продолжил, что после прошлого круглого стола, где депутат заявил о низких тратах туристов из Китая и потери Петербургом около 30 млрд рублей, к нему с официальным визитом из Москвы прибыл представитель организации, занимающейся обменом туристов из столицы России и Китая. «Они час со мной общались и в конце сказали: «мы хотим, чтобы вы закрыли свою антикитайскую риторику!». Я сюда пришел только для того, чтобы сказать, что пока мы не выстроим нормальные экономические отношения, мы также и будем заявлять о том, что данный бизнес несет значительные траты для Петербурга, он не является взаимным движением. Мне говорят: «Мы же покупаем у вас матрешки», но я не считаю, что это тот стимул, который должен преследовать Петербург. Нет антикитайской риторики, просто их нужно вывести из тени».

По словам президента Санкт-Петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктории Баргачевой, в последние несколько лет, когда китайский поток стал развиваться достаточно бурно, наша страна и Петербург в частности стали испытывать на себе те схемы туристического бизнеса, которые родились не в России, а в Китае.

Фото: Экспертный клуб Петербурга

«Суть заключается в том, что группы приезжают по очень низкой цене, и все те средства, которые ими здесь тратятся, либо наличными деньгами, либо через систему онлайн-платежей, на самом деле минуют бюджет РФ, даже, можно сказать, минуют зону экономической юрисдикции РФ, они все происходят фактически за границей. Эти проблемы обсуждаются довольно давно, не только в Петербурге, но и в Китае, в странах Юго-Восточной Азии. Вывод такой: разрешить эту ситуацию можно, необходимо, чтобы гид-гражданин своей страны подчинялся тем правилам, которые устанавливает территория, в данном случае СПб – то есть проходил систему сертификаций, аккредитаций с обязательным экзаменом. Летом этого года ЗакС выдвинуло инициативу о том, чтобы внести дополнения к существующему ФЗ «О туризме», где бы было четко прописано, что гидом, сопровождающим группу иностранных туристов, должен быть гражданин РФ, обладающий необходимыми разрешениями. Закон находится на рассмотрении в Госдуме».

Как подчеркнул Люй Шаосюнь, если закон будет принят, это не напугает китайских туристов, так как они сами изъявляют желание, чтобы их сопровождали гиды из России, нежели из Китая. «Они приезжают за границу и с интересом смотрят, как разговаривают на их языке, им это гораздо интереснее и привлекает больше, поскольку ты касаешься культуры какого-то государства не только через соприкосновение с архитектурными формами, но получаешь часть культуры для себя через общение с местным жителем, через общение человека с человеком».

Что касается серых схем, по мнению эксперта, русские туристические фирмы должны организовывать сотрудничество с китайскими через площадки на интернет-сайтах, что позволит обеим сторонам научиться эффективно взаимодействовать. «Нужно именно напрямую предоставлять русских гидов тем туристам, которые будут приезжать в Петербург. Поэтому я рекомендую создавать такие компании, которые занимаются современным ведением бизнеса. Россия — это недешевая страна для туризма, сюда приезжают туристы за культурным наследием».

Технические неполадки

Также эксперты коснулись первых итогов использования электронных виз, благодаря которым с 1 октября въезд в Санкт-Петербург и Ленинградскую область существенно упростился – теперь визу можно получить в онлайн-режиме. Однако, все оказалось не так-то просто.

«В начале октября мы привезли 40 человек индийских туроператоров и турагентов, — продолжила дискуссию генеральный директора ООО «РИИЦ» Анна Скобельцына. – Это был рекламный тур с маршрутом Астана – Санкт- Петербург. В целом, гостям все очень понравилось, но одного человека развернули, жену директора крупной туристической фирмы. В документах была ошибка — вместо «Ж» написали «М», неверный пол. Ее посадили в самолет и отправили обратно. Да, это был большой скандал со слезами. Коллеги сообщили, что и у них тоже были подобные случаи. То есть виза работает, но еще не отлажена вся система, было проведено очень мало проверок, поэтому такие ошибки встречаются».

Вторая проблема связана с фамилиями. Появилось дополнение, что людям, не имеющим фамилию, запрещено въезжать по электронной визе. У 15% населения Индии она вовсе отсутствует.

«Это просто специфика данной страны. Получается, что анкета заполняется и визу люди получают, а не пускают их уже на границе. Нужно устранять такие недоработки и технические ошибки. В целом, дело очень хорошее, просто требует доработок», — заключила эксперт.

Подводя итоги, эксперты единогласны пришли к выводу, что необходимо всерьез заняться транспортной инфраструктурой, пересмотреть экскурсионный маршрут и начать осваивать другие историко-значимые объекты города и страны, чем Петербург, в общем-то, и славится за рубежом. Также, по мнению специалистов, необходимо отслеживать туристические потоки на границе, повысить контроль и бороться с компаниями, организующими свою деятельность через серые схемы.

«Туризм важен, прежде всего, для местных жителей. Он не должен не только не мешать местным жителям, он должен приносить им рабочие места, и пользу, а также способствовать благосостоянию населения», — заключила дискуссию Виктория Баргачева.

Автор: Алексей Дементьев

Новости партнеров