Валюта $66.88 €73.82 Brent$50.36
12.12.19 / 15:02 Новости / Петербург

ВСМ Москва-Санкт-Петербург оттянет пассажиров у авиаперевозчиков

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Стоимость билетов на поезда по высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург может быть сравнима со стоимостью билетов на «Сапсан», уверяет независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов.

Привлечение государственного финансирования в проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург выглядит возможной. Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин назвал финансирование ключевым вопросом развития проекта.

Он добавил, что участие государства станет возможным только после четкого понимания общей стоимости проекта. До сих пор строительство ВСМ оценивалось в правительстве в сумму 1,5 трлн рублей. Такие оценки звучали со стороны вице-премьера Максима Акимова.

«Вообще в РЖД озвучивали цифру достаточно давно. Аналогичные объекты оцениваются примерно в 27 млн евро за километр. По грубым подсчетам, и без учета
мостовых переходов и другой инфраструктуры ВСМ Москва — Санкт-Петербург обойдется в 18-19 млрд евро. Но это цифра не учитывает стоимость земли», — комментирует АБН Дмитрий Адамидов.

Чтобы детальнее понимать масштаб финансирования, нужно делать точные изыскания, в том числе утверждать точный маршрут трассы. На последнем заседании комиссии Совета Федерации по реализации комплексного плана модернизации транспортной инфраструктуры представители РЖД говорили о рассмотрении четырех вариантов трасс.

В экспертном совете по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ АБН пояснили, что проектирование по проекту ВСМ Москва — Санкт-Петербург еще не запущено.

«Когда начнется проектирование, будут сформированы соответствующие рабочие группы по всем элементам инфраструктуры, как это было по проекту ВСМ Москва-Казань. Далее уже станет понятно, какие технологии будут использоваться в том или ином разделе инфраструктуры, подвижного состава», — отметил секретарь экспертного совета Олег Покусаев.

Проектирование нельзя назвать быстрым процессом и оно может отнять года два-три. В экспертном совете намерены привлечь к этой работе научное сообщество. И хотя экономической модели пока нет, Дмитрий Адамидов называет 2026 год вполне реалистичным сроком для завершения проекта, если не будет серьезных затыков на этапе строительства или землеотвода.

«Понятно, почему правительство не хочет давать никаких обещаний по финансированию ВСМ Москва-Петербург. Любые цифры вызывают бурные дискуссии. Правительство ведет себя осторожно, но очевидно, что из необходимой суммы они профинансируют как минимум половину», — уверяет собеседник АБН.

Одновременно ведется работа по дополнительным источникам финансирования. Как отмечает министр экономического развития Максим Орешкин, они рассматриваются наряду с привлечением государственного финансирования в той или иной форме. Дмитрий Адамидов не исключает участие в проекте европейского бизнеса. Он выделяет компанию Siemens, которая является одним из лидеров среди поставщиков вагонов и прочей железнодорожной техники.

«Я думаю, что реальных частных инвестиций в проект ВСМ Москва-Петербург можно привлечь около 25%, и то это станет большей удачей. Опыт платных скоростных дорог показывает, что доля концессионеров не превышает 5% — 15%. Хотя спрос на маршрут действительно есть. Если ВСМ свяжет города отдельной колеей, то он еще вырастет, так как магистраль оттянет часть пассажиров у авиаперевозчиков», — уверен эксперт.

Если стоимость инфраструктуры не станут перекладывать на пассажиров, то цена может быть в районе нижней границе стоимости билета на «Сапсане», добавляет транспортный аналитик. Сейчас билет на «Сапсан» стоит от 1,8 тысячи до 5 тысяч рублей в сезон. Перевозчику такое ценообразование тоже будет выгодно, если удастся увеличить количество составов на маршруте.