Закрыть

В Петербурге запустили реформу к выборам в Законодательное собрание

Проведение реформы избирательной системы Петербурга в сжатые сроки эксперты связывают с тем, что переукомплектовка и увеличение количества ТИКов может занять длительное время, в то время как все организационные вопросы важно отладить до выборов в Законодательное собрание Петербурга в 2021 году.

Проведение реформы избирательной системы в Санкт-Петербурге утвердили в Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Согласно предложенной концепции реформы, в Петербурге будут упразднены избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО).

Их полномочия перейдут территориальным избирательным комиссиям (ТИК), количество которых планируется увеличить в два раза — с 30 до 64. В начале января в ЦИК должна быть представлена дорожная карта и план мероприятий по реализации реформы. Причиной, побудившей реформу, политологи называют все те проблемы, которые произошли на двух последних муниципальных выборах, а особенно в 2019 году.

«Своим поведением люди, работающие в ИКМО, просто опозорили город. Даже трудно себе представить, почему они получают зарплату, хотя не выполняют работу, скрывая рабочие часы или отказываясь регистрировать кандидатов. Естественно, мы увидели резкое недовольство в обществе, и логично возникла идея о переходе от ИКМО к ТИКам», — объясняет АБН петербургский политолог Юрий Светов.

Из-за скандалов на последних выборах в Петербурге стало понятно, что работающая система формирования избирательных комиссий не решает поставленные перед ней задачи о проведении легитимных, прозрачных и конкурентных выборах в муниципальные органы власти, добавляет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Дмитрий Солонников / Фото: Baltphoto

По мнению эксперта, необходимость что-то менять в законах стала явной. Но вопрос на поверку оказался гораздо более сложным — он завязан в целом на взаимоотношение государственных и муниципальных органов власти.

Текущий проект реформы Дмитрий Солонников называет половинчатым решением, потому что муниципальное образование в любой момент может отказаться от того, что оно передало полномочия в ТИК. По текущему закону они имеют полное право никуда никакие полномочия не передавать.

«Избирательные комиссии в муниципальных образованиях, формируемые нынешними составом муниципальных советов, не подчиняется им самим. При этом они не подконтрольны и городской избирательной комиссии, которая тоже не может влиять на их деятельность и как-то адекватно контролировать, отвечая за результат работы», — утверждает директор Института современного государственного развития.

Собеседник АБН предлагает, прежде всего, сделать отвечающие за выборы в муниципальные образования избиркомы независимыми от состава советов этих муниципальных образований. Об это шла речь еще этим летом.

А дальше все упирается в закон, потому что ни в ЦИК, ни в Горизбиркоме передать своим распоряжением полномочия ИКМО в новые ТИКи не могут, уверяет политолог. Такое решение могут принять только в соответствующем муниципальном образовании в добровольном порядке.

Фото: АБН

Тем не менее, в Петербурге намерены реализовать реформу в сжатые сроки. Как отметил глава Горизбиркома Виктор Миненко, к 25 января 2020 года будет объявлен конкурс на должности в ТИКах, предложения будут приниматься до 8 марта, а уже 20 апреля состоится первое заседание по рассмотрению кандидатур. Более того, органы исполнительной власти города уже занимаются поиском помещений для новых ТИКов.

«На первый взгляд кажется, что еще далеко, но на самом деле выборы в Законодательное собрание уже на носу, до них осталось чуть больше полутора лет. Если мы занимаемся перекомплектовкой и увеличением количества ТИКов, то организация этого процесса может занять большое время. Нужен подбор новых председателей, секретарей, замов, членов комиссии, переукомплектование участковых избирательных комиссий с учетом перенарезанных ТИКов и так далее», — добавляет политтехнолог Сергей Григорьев.

Эксперт в разговоре с АБН называет реформу необходимой еще и потому, что из-за малого количества территориальных избирательных комиссий было проще управлять системой со стороны законодательных органов — муниципалов и депутатов ЗакСа.

Большее количество ТИКов, которые корректнее называть окружными избирательными комиссиями, размоют уровень влияния депутатов и глав муниципальных образований на территории. Как резюмирует Сергей Григорьев, по завершению реформы ситуация с легитимностью на выборах должна улучшиться.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров