В Госдуму внесен законопроект, который должен закрыть лазейки, позволяющие фактически любому владельцу микроавтобуса зарабатывать, «притворяясь» маршруткой. В Ленобласти, где борьбу с такими предпринимателями ведут уже давно, считают инициативу недостаточной.
С федеральной законодательной инициативной выступил Государственный совет Удмуртской Республики. Он внес в законодательство поправки, направленные на пресечение заказных перевозок под видом регулярных.
Сейчас, чтобы получить право возить пассажиров по утвержденным маршрутам, транспортные компании должны должны получать лицензии. Право работы на маршрутах разыгрывается на конкурсах, а сами компании потом проверяет целый ряд уполномоченных ведомств.
Всего этого не требуется для осуществления заказных перевозок. Этим пользуются предприниматели, которые «паразитируют» на существующих маршрутах, выставляя на них свой автотранспорт. Нередко он даже внешне копирует оформление легальных маршруток.
«Подобные перевозки осуществляются с повышенным риском для пассажиров, так как при их осуществлении транспортная безопасность в местах посадки и высадки пассажиров должным образом не обеспечивается, сами транспортные средства и их водители не проходят соответствующий контроль и проверку, обязательность проведения которых установлена для легальных перевозчиков. Кроме того, осуществление указанных регулярных под видом заказных перевозок содержит признаки недобросовестной конкуренции в отношении легальных регулярных перевозчиков», — заявляют авторы законопроекта.
Они напоминают, что формальный инструмент борьбы с такими предпринимателями существует — это статья 38 закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Она запрещает заказному перевозчику останавливаться на одном и том же остановочном пункте более трех раз в месяц. За нарушение этого пункта есть статья в Административном кодексе.
Но в Госсовете Удмуртии уверены, что эти нормы не работают. Они предлагают изменить формулировки таким образом, чтобы данное нарушение однозначно трактовалось как нарушение закона о перевозках.
Впрочем, наказание за него невелико: 3 — 4 тыс. рублей для граждан, 80 — 100 тыс. рублей для должностных лиц, 80 — 100 тыс. рублей — для предпринимателей и 100 — 200 тыс. — для юрлиц.
В транспортном блоке администрации Ленобласти инициативу по ужесточению наказаний к мнимым заказным перевозкам поддерживают, но предлагают более радикальные варианты решения вопроса.
«Транспортное средство должно изыматься из оборота. Это – самая действенная мера. Надо рассмотреть вариант, при котором, если один и тот же автобус несколько раз подряд был замечен в нелегальных перевозках, то должен быть конфискован как орудие совершения правонарушения. Или хотя бы отправлен на спецстоянку. В противном случае нелегальный бизнес продолжит получать деньги», — пояснил замначальника управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.
За минувший год областная межведомственная транспортная комиссия провела 107 рейдов по поимке нелегальных перевозчиков в 12 районах Ленобласти. Было проверено 1,5 тысячи автобусов, а по итогам рейдов возбудили 434 административных дела.
Чтобы привлечь к ответственности заказных перевозчиков, «паразитирующих» на легальных маршрутах, в Ленобласти задействуют сразу несколько правоохранительных и контролирующих ведомств. Остановленные в ходе рейдов микроавтобусы подвергаются тщательным проверкам на предмет различных нарушений.
Легальные перевозчики, в свою очередь, находятся под прессингом конкурентов, работающих в серой зоне — известны факты поджогов и обстрелов автобусов.