Законодательное собрание Петербурга рассмотрит законопроект, направленный на борьбу с корпоративным шантажом. Он закрывает доступ миноритариям банков и страховых компаний к корпоративной информации. С публикаций таких данных о банке ВТБ 10 лет назад началась всероссийская известность оппозиционера Алексея Навального.
Депутаты Владимир Носов и Денис Четырбок внесли в Законодательное собрание Петербурга законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об акционерных обществах». Он ограничивает доступ акционерам к информации, содержащей банковскую или страховую тайну.
«Нередки случаи, когда миноритарные акционеры, злоупотребляя своим правом на доступ к документам акционерного общества, получают доступ к охраняемой законом информации и в последующем используют ее для корпоративного шантажа», — указывают депутаты в пояснительной записке к законопроекту.
Они предлагают допускать к протоколам заседаний совета директоров и наблюдательного совета кредитных и страховых организаций лишь акционеров, имеющих в совокупности не менее 25% голосующих акций и давших письменное обязательство о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Конфликты между компаниями и миноритарными акционерми — не редкость. Имеются прецеденты, когда акционерные общества отказывались предоставлять миноритариям запрашиваемые документы, и споры решались в судах.
Один из таких споров дошел до Конституционного суда, который разрешил компаниям не делиться информацией с акционерами, если «характер и объем запрашиваемой информации свидетельствуют о наличии признаков злоупотребления…, в том числе в связи с отсутствием у акционера законного интереса в получении соответствующей информации».
Это решение было вынесено по итогам судебного спора оппозиционного политика Алексея Навального с компанией «Роснефть», в которой он являлся миноритарным акционером. Именно своими публикациями о злоупотреблениях в госкомпаниях Навальный получил всероссийскую известность 10 лет назад. К примеру, в 2009 году он опубликовал пост «Как пилят в ВТБ», получивший широкий резонанс в сми.
Впрочем, формулировки, предложенные петербургскими депутатами, представитель банковской сферы Петербурга раскритиковал. По его словам, ограничение для владельцев 25% акций бессмысленны. «Как правило, даже пакета 10% акций хватает, чтобы избрать своего представителя в наблюдательный совет. И как они ему помешают ознакомиться с протоколом?», — задается вопросом специалист.
Немного толка и от подписки о неразглашении, продолжает он. «Есть проблема в том, что эти подписки, как правило, не работают. Очень многие люди в России, подписывая разные документы о неразглашении, потом эту информацию разглашают. Доказать факт того, что человек эту информацию разгласил, очень сложно, если он это сделал не публично», — объясняет источник.
«В наш век информационной открытости попытки каким-то образом это ограничить обречены на провал. Ты можешь сколько угодно принимать такого рода законы, но в телеграм-каналах информация, интересующая людей, будет появляться», — делает вывод банкир.