Ряд предприятий Петербурга смогут продолжить свою работу по решению руководителя уже до конца недели. Предварительно им предстоит преодолеть целый ряд бюрократических барьеров. Экономист Никита Масленников предупреждает, что решение может оказаться поспешным в случае ухудшения эпидемиологической обстановки в городе.
Петербургские предприятия, на деятельность которых не распространяются установленные городским правительством запреты и ограничения, могут продолжить свою работу после соответствующего решения руководства.
Как сообщают в Смольном, к их числу относятся предприятия торговли, кредитные организации, промышленный сектор, а также компании в области снабжения, жизнеобеспечения и неотложных работ.
Все они предварительно должны выполнить ряд обязательных условий. Во-первых, уже до конца 6 апреля определить локальным нормативным актом численность тех работников, которые непосредственно обеспечивают работу предприятия и тех, кто переведен на удаленный режим.
Далее им следует до 7 апреля подать уведомление о продолжении своей деятельности в городской комитет по промышленной политике, после чего до 10 апреля подписать и издать стандарт безопасной деятельности организации. В нем должны быть прописаны меры по предотвращению распространения коронавируса.
«В целом для экономики страны месяц карантина обернется потерями 1,5—2% ВВП. Многие регионы уже поскрипывают. Особенно тяжелыми окажутся апрель и второй квартал. Если все попавшие под карантин предприятия не начнут функционировать до конца апреля, то месячный ВВП может упасть на 20%, а квартальный на 6%», — приводит данные Никита Масленников.
По мнению экономиста, такая перспектива не радует никого, особенно местные власти. Для них сохранение карантина до конца апреля означает выпадение поступающих доходов и дефицит бюджета. Причем решить все свои финансовые проблемы через обращение за помощью в федеральный центр тоже вряд ли удастся.
На этом фоне Петербург и многие другие субъекты уже начинают искать свои пути выхода из ситуации, тем более здесь нет карантинного лекала. Как отмечает собеседник АБН, Петербург одним из первых начал искать попытки смягчения последствий карантина, но в ближайшие пару недель региональное нормотворчество в этой части расцветет буйным цветом.
«С другой стороны хотелось бы понять, не спешат ли петербургские власти со своими инициативами. Насколько эпидемиологическая обстановка в Петербурге позволяет принимать такие решения и на какой основе выбираются необходимые для жизнеобеспечения города предприятия», — задается вопросом Никита Масленников.
Китайский опыт, по мнению эксперта, здесь также не показателен. Как только в КНР начали восстанавливать работу производств, то в стране возникли новые очаги коронавируса, так как рабочие переместились, но кто-то из них не долечился, а кто-то оказался не выявлен. Ситуация с восстановлением производства остается зыбкой.
Что касается стандарта безопасности в условиях коронавируса, то он должен регулировать особенности режима доступа на территорию, организацию питания работников, санитарную обработку помещений, обеспечение сотрудников средствами защиты и другие необходимые мероприятия.
В Смольном подчеркивают, что магазинам, аптекам и любым другим организациям рекомендовано обеспечить соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 метров. Для этого им рекомендовано использовать специальную разметку или установить режим допуска в здания и на прилегающие территории.
«Бизнес готов покупать чистящие средства и обрабатывать территории, но ему нужна большая вовлеченность властей в решение своих проблем, в том числе компенсация издержек за простой и карантинные меры», — добавляет экономист.
По его мнению, бизнес вынужден оперативно реагировать на резко меняющиеся правила, если он хочет выжить в условиях новой реальности. Тем не менее, многие все равно не доживут до конца карантина.
Например, по прогнозу сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, если месяц будет нерабочим до конца месяца, то 20% предприятий не откроется, если продлится дальше – их число возрастет до 40%.
На этом фоне опрошенные АБН эксперты не исключили резкого всплеска безработицы. Если события продолжат развиваться по негативному сценарию, работу могут потерять от 4 до 8 миллионов россиян.