В России 25 октября отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. В преддверии этого праздника сотрудники Горэлектротранса порассуждали о будущем электрического транспорта в рамках проекта предприятия #ЛюдиТрудаГЭТ.
По случаю профессионального праздника 14 тружеников Горэлектротранса удостоились благодарности министра транспорта Российской Федерации. Помимо этого, в октябре завершился XIХ Всероссийский конкурс водителей троллейбуса. Мероприятие прошло в Самаре, где петербурженку Екатерину Ершову признали самым культурным водителем троллейбуса страны. В номинации «Культура обслуживания пассажиров» она единственная из 36 участников набрала максимально возможное количество баллов.
Екатерина Ершова считает, что в будущем необходимо развивать электрический транспорт в географическом плане. По ее мысли, нужно проложить новые маршруты куда-нибудь за город. Среди них водитель назвала маршруты в Бугры и на Парнас.
По словам самого культурного водителя России, троллейбус будущего у нее ассоциируется с трамвайным вагоном «Витязь-М» (такие работают на трамвайных маршрутах №№60 и 100 – прим.ред.) — чем-то футуристическим, обтекаемым, плавным, приятным для глаза. Что касается скорости, то Екатерина Ершова считает, что установленного в городе ограничения в 60 км/ч будет вполне достаточно, особенно учитывая небольшие перегоны в некоторых местах.
«В беспилотный транспорт я верю, но считаю, что контроль со стороны водителя всё равно должен быть, потому что ситуация на дороге меняется каждую секунду. Конечно, компьютеры развиваются быстро, но я на сто процентов уверена, что с некоторыми ситуациями не справится даже искусственный интеллект. И водитель в кабине должен быть контролёром всего этого процесса. Допустим, едет условный транспорт будущего, назовём его троллейбусом пригородного направления. Он сломался, а поломка чисто номинальная, которую человек может устранить очень быстро», — добавила Екатерина Ершова, отметив, что в будущем профессию водителя возможно назовут как-то по-другому, например, «оператор беспилотного троллейбуса».
Водитель Троллейбусного парка №2 Николай Николаев в 2020 году удостоился благодарности министра транспорта РФ. Он считает, что в ближайшем будущем везде будет автономный ход, на аккумуляторах.
Троллейбус будущего он представляет себе вообще без водителя, полностью компьютеризированным. По мнению Николая Николаева, лет через 15 так и произойдет. В то же время он считает, что профессия водителя общественного транспорта будет существовать еще лет сорок. Разница будет состоять только в том, что оператор вместо кабины будет сидеть в офисе и смотреть на монитор.
Водитель Трамвайного парка №8 Сергей Хотулев в 2020 году тоже удостоился благодарности министра транспорта Российской Федерации. По его мнению, у трамвая будет развиваться автономный ход, хотя при этом у него, вероятно, останется токоприемник. Горэлектротранс с 2017 года эксплуатирует троллейбусы с увеличенным автономным ходом (т.н. электробусы с динамической зарядкой, которые могут отсоединяться от контактной сети и продолжать движение на автономном ходу – прим.ред.). По словам Сергея Хотулева, в других странах есть уже такие же трамвайные вагоны.
«Такой трамвай доезжает до определенного места, где дальше по разным причинам нет возможности ставить контактную сеть, водитель опускает токоприемник и продолжает свой маршрут чисто на аккумуляторных батареях», — уточнил водитель.
По его словам, трамвай будущего, скорее всего, будет многосекционным, и в большей степени будет двигаться по обособленному полотну, практически не пересекаясь ни с машинами, ни с автобусами. Это позволит трамваю будущего развивать высокую скорость движения. При идеальных условиях, хороших путях и нормальных вагонах она составит до 90 км/ч.
Сергей Хотулев добавил, что сейчас появились и разработки беспилотного трамвая. В Петербурге он может появиться примерно через 20 лет. Учитывая то, сколько среди автомобилистов и пешеходов любителей нарушить правила дорожного движения, нужно очень серьезно адаптировать компьютерное управление, чтобы все эти нюансы брались в расчет.
«Но профессия водителя трамвая все равно останется! В метро же есть режим автоведения, но машинист все равно присутствует в кабине, он сидит и контролирует, потому что электроника есть электроника», — подытожил Сергей Хотулев.