В третьем квартале в Петербурге резко выросли продажи недвижимости, автомобилей и бытовой техники. Рост спроса на товары потребления наблюдается на фоне очередного ослабления рубля. АБН узнало у экспертов, можно ли связывать рост продаж в период коронакризиса с паническими настроениями у петербуржцев или нет.
Самый большой рост спроса в третьем квартале был зафиксирован на недвижимость, причем он рос во всех сегментах – от новостроек до элитного жилья.
По данным консалтингового центра «Петербургская недвижимость», в третьем квартале в 2020 года на первичном рынке жилья Петербурга и пригородов реализовано 1,2 млн кв. метров жилья. Это оказалось сразу на 48% больше, чем в предыдущем квартале.
На вторичное жилье в Северной столице, по данным «Авито Недвижимости», спрос вырос на 83%. Объем продаж вырос и в сегменте элитного жилья со средней ценой объекта от 8 до 16 млн рублей. Рост спроса потянул за собой и стоимость недвижимости, которая сейчас находится на рекордных значениях.
«Ослабление рубля оказало решающее значение в этом росте. Мы наблюдали паническую волну спроса вместо постепенного восстановления рынка. Вторая волна девальвации, которая не связана напрямую с падениям нефтяных котировок, нанесла сильный удар по вере в рубль. В результате и возник спрос на недвижимость, который в значительной мере исчерпан», — считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
По мнению собеседника АБН, квартиры в значительной мере покупались невротически, когда люди бежали и покупали недвижимость, не всегда думая о цене и расположении объекта.
Такой ажиотаж и тревоги из-за рубля создали иллюзию роста рынка, добавляет Василий Колташов. Но теперь рынок недвижимости «вступает в состояние устойчивого застоя и будет там находиться, пока не появятся новые покупатели».
На автомобильном рынке в третьем квартале в Петербурге также наблюдался рост спроса. Как подсчитали в агентстве «Auto-Dealer-СПб», продажи автомобилей в городе растут уже три месяца подряд.
В сентябре было продано больше 13 тысяч новых машин, что стало на 6% больше показателя спокойного сентября 2019 года. Показатели третьего квартала аналитики агентства очень успешным для петербургских дилеров.
«За этот период они продали чуть более 41 тыс машин, что на 7% больше, чем за третий квартал 2019 года. В целом, этот результат превзошел даже показатель за аналогичный период 2018 года, хотя тогда продажи автомобилей в городе активно росли», — привел данные ведущий эксперт «Auto-Dealer-СПб» Евгений Еськов.
Он объясняет рекордные показатели с окончанием ограничений на работу автосалонов, падением рубля к доллару и евро, а также ожиданием второй волны пандемии.
В аналитическом агентстве «Автостат» серьезный всплеск продаж и автокредитования в Петербурге также объяснили желанием горожанам купить авто по условно старым рублевым ценам.
На рынке бытовой техники также наблюдается ажиотаж. Отчетность крупнейшего игрока на российском розничном рынке бытовой техники и электроники – компании «М.Видео-Эльдорадо» — показала резкий прирост спроса в третьем квартале.
Оборот ретейлера вырос на 25% год к году, до 132,1 млрд рублей, а онлайн-продажи по итогам третьего квартала увеличились на 141,2%, до 77,9 млрд рублей. Северо-Западный регион, к которому относится и Петербург, показал один из наибольших приростов в части онлайн-покупок в «М.Видео-Эльдорадо».
В этой связи тут же напрашиваются параллели с 2014 годом, когда на фоне ослабления рубля россияне начали массово скупали холодильники и телевизоры. Их интересовала крупная бытовая техника в ценовом сегменте выше среднего, а также планшеты и смартфоны.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что текущая ситуация отличается от событий шестилетней давности.
«Повышенный спрос был в конце марта, когда мы наблюдали первую волну паники и ослабления рубля. Тогда был определённый всплеск продаж, но он был связан в большей степени с закупкой впрок продуктов питания и в меньшей степени с закупкой долгосрочных товаров. По опыту 2015 году россияне поняли, что закупка холодильников и телевизоров не дает сэкономить и сохранить средства», — объясняет АБН эксперт.
Что касается роста показателя продаж в третьем квартале у «М.Видео-Эльдорадо», то Иван Федяков не связывает его с ослаблением рубля.
Гораздо большее влияние, по его словам, оказал переход на удаленку и необходимость оборудовать дома компьютерные места. В самой компании среди причин роста спроса на их товары выделяют отложенный спрос и снижение выездного туризма.
Тем не менее роста цен на импортные товары россиянам избежать все же не удастся. С начала года рубль просел в цене по отношению к доллару на 23%, по отношению к евро — на 30%.
Весь импорт, начиная от продуктов питания и заканчивая бытовой техникой и автомобилями, уже начал дорожать, хотя и не такими резкими темпами. Можно предположить, что рост цен в ближайшее время продолжится по всем направлениям, где есть импортная составляющая.