В Смольном опубликовали готовую к утверждению территориальную схему обращения с отходами в Петербурге, которая регламентирует мусорную реформу во всех аспектах – от движения мусора к объектам размещения до зон деятельности региональных операторов. АБН ознакомилось с документом.
В своей первой редакции территориальная схема обращения с отходами вызвала немало споров в экспертных кругах. Эксперты оказались недовольны, что в документе не нашлось места точным расчетам и обоснованиям в части образования, утилизации и захоронения отходов на территории Петербурга.
Критике также подверглись подходы к распределению объектов обработки отходов и отсутствие четкой схемы движения мусора к объектам размещения в Ленобласти.
После старта общественного обсуждения проекта «мусорной реформы» Петербурга, которое стартовало 23 декабря 2019 года, в городской комитет по благоустройству поступили десятки тысяч обращений. С их учетом документ был доработан и утвержден, сейчас его можно найти в списке проектов нормативных актов на сайте администрации города.
«Территориальная схема любого субъекта является неким калькулятором. В схеме должны быть отражены все места образования отходов, количественные характеристики и места, куда эти отходы должны попасть. Исходя из этих данных вы можете понять, какое количество денег вам требуется на транспортирование и посчитать стоимость контракта, после чего уже можно выбрать регионального оператора», — объясняет АБН руководитель экологического движения «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская.
Что касается зон деятельности региональных операторов, то в документе их выделено две — северная и южная. Каждая из выделенных зон генерирует примерно по 800 с лишним тысяч тонн отходов в год.
Эксперт называет такое разделение традиционным для Петербурга, который делится Невой на две части. Естественный барьер был выбран водоразделом в территориальной схеме обращения с отходами.
Как подчеркивает Татьяна Нагорская, такая разбивка была взята еще со старых документов, но ее вряд ли можно назвать самой эффективной. Эколог уверяет, что вопросами сбора и транспортировки мусора может заниматься любая компания, и устраивать монополию здесь совсем не обязательно.
На текущий момент в Северной столице каждый год образуется 1,7 млн тонн твердых коммунальных отходов. По данным городского комитета по благоустройства, только 15% этого мусора подвергается переработке, причем вторичных материальных ресурсов удается отобрать около 57 тысяч тонн за год. Оставшаяся часть сразу отправляется для захоронения на полигоны Ленинградской области.
«Сейчас далеко не всегда понятно, куда отходы Петербурга едут. По инвестпрограмме, которая утверждена комитетом по тарифам, все твердые и коммунальные отходы должны ехать на МПБО (Завод по механизированной переработке бытовых отходов в Янино, прим АБН). Понятно, что этим очень недовольна Ленобласть», — добавляет глава «РазДельного Сбора».
По мнению эксперта, в текущем виде городская схема обращения с отходами не соответствует тем задачам, которые она должна решать. Отдельного внимания заслуживает и история с раздельным сбором отходов.
По подсчетам Татьяна Нагорской, практически в каждом втором петербургском дворе сегодня есть инфраструктура для раздельного сбора отходов. Количество таких мест равно примерно 3,5 тысячам, а контейнерных площадок насчитывается в Петербурге порядка 7-8 тысяч.
И хотя масштаб выглядит сравнимым, в территориальной схеме инфраструктура раздельного сбора не отражена. Экологи также призывают к увеличения доли переработки за счет развития различных программ по сбору вторсырья у населения.
Помимо этого, Петербургу нужны новые проекты по строительству заводов по переработке, на которые необходимо найти средства.
В январе в Смольном сетовали на отсутствие интереса инвесторов к строительству таких заводов. В новой редакции территориальной схемы обращения с отходами такие проекты появились вместе с расчетами на их реализацию.
Например, на строительство сортировочного комплекса на Волхонском шоссе предстоит выделить 3 млрд рублей. Столько же планируется направить на строительство комплекса в поселке Янино. Предполагается, что инвестиции позволят Петербургу нарастить долю переработки.
Еще по 4 млрд предполагается направить на реконструкцию комплекса обезвреживания твердых коммунальных отходов в Янино и на Волхонском шоссе.
Также в планах комблага до 2022 года завершить рекультивацию полигона «Новоселки», на что потребуется выделить около 1,5 млрд рублей из городского бюджета. Еще почти 300 млн до 2023 года предусмотрено на обеспечение функционирования системы сбора опасных отходов в Петербурге.
В экологическом движении «РазДельный Сбор» при этом даже после инвестиций не берутся прогнозировать увеличение доли переработки в Северной столице.
«Мощности МБПО рассчитаны на переработку органических отодов. Если оно захочет собирать отходы раздельно, отвозить на свой завод и там компостировтаь, то очень хорошо. Но пока они хотят все отходы сортировать сами и из них выделять вторсырье. Этот процесс не столь эффективен, как настоящий раздельный сбор, когда ваши пластиковые бутылки уезжают сразу на изготовительно-перерабатывающее предприятие», — объясняет Татьяна Нагорская.
Напомним, что на этапе обсуждения площадки для перегрузочных, мусоросортировочных и прессовальных станций планировалось разместить в 8 районах Петербурга, но проекты встретили резкую критику со стороны местного населения, и поэтому в окончательный вариант территориальной схемы не вошли.
Как объясняли эксперты, вне зависимости от используемых технологий реализация мусорной реформы в Петербурге порождает протестную активность, потому что даже полигон для размещения безопасных отходов в обществе воспринимается резко негативно.
Мусорная реформа стартовала во всех регионах России в 2019 году, но города федерального значения — Москва, Петербург и Севастополь — смогли получить отсрочку для ее проведения на три года. Принятие территориальной схемы обращения с отходами, вероятно, позволит ускорить реализацию реформы.