В Смольном заявили о переносе даты начала транспортной реформы в Петербурге на 1 ноября 2021 года. С этого моменты маршрутки полностью перестанут использоваться для перевозок пассажиров, но эксперты рекомендуют предусмотреть переходный период, подстраховавшись от внештатных ситуаций.
Новую дату транспортной реформы озвучил глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков. По его словам, конкурсы на маршруты для перевозчиков будут объявлены уже в сентябре 2020 года, чтобы у компаний было время закупить подвижной состав.
На первом этапе власти планировали разыграть 18 лотов на обслуживание 131 коммерческого маршрута. В рамках новых пятилетних контрактов перевозчикам потребуется закупить 900 новых автобусов. На втором этапе реформы будут разыграны еще 24 лота на обслуживание 233 маршрутов.
При этом менять баланс рынка городских перевозок власти не намерены. На текущий момент, государственные структуры занимают долю рынка в 38%. Оставшиеся 62% городских перевозок принадлежат частным компаниям.
Предполагается, что с частными компаниями будут заключаться госконтракты. По задумке авторов реформы, перевозки будут субсидироваться бюджетом, а транспорт частников встроится в маршрутную сеть.
Ключевое условие для частников — маршрутки в классическом понимании должны исчезнуть с городских дорог.
Их заменят более вместительные автобусы. Всего к ноябрю 2021 года потребуется купить около 2,6 тысяч автобусов не старше 2018 года выпуска. Большая часть из них (1,8 тысяч) должна удовлетворять требованиям повышенной вместительности.
«Чтобы не довести ситуацию до абсурда, следует учитывая баланс интересов. Вместо того, чтобы отказаться от маршруток в один день, лучше установить какой-то переходный период. Такое решение позволит избежать ситуации, когда часть городской территории останется вообще без какого-либо транспортного сообщения», — считает член Общественного совета при Минтрансе, председатель Общероссийского движения пассажиров Илья Зотов.
Такие риски собеседник АБН находит возможными в процессе наладки реформы и запуска транспорта большей вместимости, который будет работать по регулируемым тарифам. Горожане ни в коем случае не должны остаться без сообщения даже на один день.
По словам эксперта, бывают случаи, когда перевозчик маршрутки, понимая, что остаются последние рейсы, просто не выходят на маршрут. Еще одним фактором в пользу переходного периода является функциональность маршруток. Как отмечает глава Общероссийского движения пассажиров, подвозящая функция маршруток всем понятна, поэтому полностью их убирать с окраин города все-таки не стоит.
В свою очередь петербургские власти уверены, что новые автобусы, отказ от маршрутных такси и полный переход на регулируемый тариф с правом использовать льготные проездные билеты на всех видах городского общественного транспорта обязательно улучшит качество обслуживания горожан.
Как сообщало АБН, льготы у всех категориях пассажиров после запуска транспортной реформы в Петербурге сохранятся. Изменится только подход к проездным — их количество вырастет как минимум на два вида.
Ранее предполагалось, что один вид проездного билета позволит без дополнительной платы ездить на всех видах транспорта, включая метро, в течение 1 часа, а второй проездной предполагает такие поездки в течении 1,5 часов только на наземном транспорте.
Еще одно изменение коснется общего количества маршрутов. В последней редакции транспортной реформы говорилось, что из 648 действующих сейчас в Петербурге маршрутов общественного транспорта сохранится только 484.
Оператором 120 из них станет «Пассажиравтотранс», а 364 отойдут частным перевозчикам по заключенным с городом контрактам. Распределение долей рынка между частными перевозчиками в разрезе количества коммерческих маршрутов наглядно показано в годовом отчете за 2019 год ОАО «Третий парк»
Судя по этим подсчетам, явными лидерами здесь являются «Питеравто» и «Третий парк». Они занимают больше половины рынка в коммерческом секторе пассажирских перевозок. Но похоже, что и им придется сократить часть перевозок. Реформа исключит из сети дублирующие маршруты, когда один маршрут обслуживают коммерческий и городской перевозчики.
«В некоторых случаях есть дублирование или частичное дублирование сети, а в некоторых нет. Тем не менее, в идеологии самой транспортной реформы и оптимизации маршрутно-транспортной сети должно лежать удобство пассажиров и сокращение расходов. При задублированности маршрутов их следует менять, но в интересах пассажиров и для увеличения покрытия городских зон транспортом», — считает гендиректор «Пассажир ТВ», эксперт в сфере транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев.
Если данные расчетов загрузки транспортной сети были выполнены корректно, то дублирование маршрутов прямым образом влияет на доходность, добавляет Илья Зотов. В случае ухода коммерческих маршрутов с отдельных направлений доходность муниципального транспорта вырастет, что позволит ему активнее обновлять свой подвижной состав.
Но эксперт также напоминает и о рисках такого решения. Чтобы их оценить, он рекомендует предварительно учесть обязательства, которые брали на себя коммерческие компании. При отказе от дублирующих маршрутов не должно произойти досрочного разрыва контрактов и последующих финансовых проблем у частного бизнеса.
Накануне АБН сообщало о других транспортных изменениях в Петербурге, которые начнутся уже в 2020 году. Они касаются изменений в межрегиональной сети перевозок. Как минимум 6 маршрутов, связывающих Петербург и Ленобласть, перейдут под управлением областных перевозчиков, что может отразиться на тарифах.