Перевозчики перечислили последствия ограничений на въезд грузовиков в Петербург

В Северную столицу больше не смогут въехать грузовики массой более 8 тонн и экологическим классом ниже «Евро-3». Соответствующее ограничение, подготовленное комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга , вступило в силу с 28 января 2021 года.

Санкт-Петербургское региональное отделение «Деловой России» провело опрос представителей логистических компаний города и выяснило, как нововведения отразятся на профильном бизнесе.

Председатель отделения Дмитрий Панов отметил, что логистический бизнес Санкт-Петербурга с большой вероятностью не столкнется с новыми барьерами из-за введения более строгих требований к транспорту, так как преимущественное число компаний региона уже работает в рамках современных эко-стандартов.

«Санкт-Петербург стал первым регионом в стране, где были введены подобные требования к экологическим характеристикам грузового транспорта. Данные меры полностью соответствуют целям национального проекта «Экология» и позволят в дальнейшем снизить выбросы вредных и загрязняющих веществ от таких машин», — подчеркнул председатель петербургской «Деловой России».

Он подчеркнул, что при принятии столь важных решений необходим тщательный анализ и учет интересов всех игроков рынка.

По словам эксперта, правительством регулярно предлагаются различные меры поддержки логистической отрасли. В частности, была перезапущена программа льготного лизинга спецтехники.

Председатель петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов

Вместе с этим на текущие и перспективные возможности компаний по обновлению автопарков, по мнению Дмитрия Панова, существенно влияют снизившийся спрос на грузоперевозки, изменение курса национальной валюты, а также рост цен на автотранспорт.

Исполнительный директор СПб РО «Деловой России», кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Щелканов также перечислил причины неохотного обновления техники транспортными компаниями. К основным, на его взгляд, относятся снижение объема рынка новых грузовых автомобилей и рост цен на транспортные средства, вызванный продолжающейся девальвацией рубля.

Проблему обновления основных фондов для предприятий эксперт называет актуальной всегда, но особенно финансово затратной она оказывается именно для компаний-перевозчиков.

«Логистическая отрасль в сфере автоперевозок одной из первых попала под удар пандемии и до сих пор не восстановилась. Наблюдается тенденция перераспределения товаропотоков и рост жд-грузоперевозок. Жесткая конкуренция в сфере автоперевозок приводит к консолидации и укрупнению рынка, наличие большого количества крупных компаний, в том числе с иностранным капиталом, приводит к вытеснению небольших игроков с рынка», — прокомментировал Александр Щелканов.

Эксперт также подчеркнул, что ставки на автоперевозки не покрывают затрат на регулярное обновление техники; растет и количество неплатежей в секторе, в перспективе ведущее к банкротству транспортных компаний.

«В условиях ухудшения эпидемиологической обстановки и турбулентности мировой экономики, можно говорить как о сокращении объема перевозок в международных торговых цепочках, так и о росте числа неплатежей и банкротств в глобальной экономике, вызванных длительным простоем производств и перебоями в поставках по всему миру, что сказывается и на национальной экономике», — подытожил Александр Щелканов.

Фото: gov.spb.ru

О своем видении ситуации заявили и представители компаний, которые специализируются на перевозке легковых автомобилей на автовозах и эвакуаторах по России и за рубеж.

Например, генеральный директор ООО «БЛГ Логистик Автомобили СПб» Мурат Абоев отметил, что средний возраст грузовой техники, к которым относятся тягачи и спецприцепы на российском рынке довольно высок. По оценкам эксперта, от 40 до 50% всех автовозов на российском рынке имеют класс ниже «Евро-4» и годы производства от 2008 до 2012.

«Если говорить о нашей компании, то мы уделяем внимание как качеству наших услуг, так и вопросам экологии. В том числе поэтому за последние 3 года нам удалось провести обновление 95% всего подвижного состава. Таким образом, доля транспорта класса «Евро-3» составляет у нас не более 5%. В 2021 году планируем обновление оставшихся автовозов с «Евро-3», — поделился эксперт.

Он подчеркнул, что запрет на въезд грузовой техники в Санкт-Петербург и Москву не окажет негативного влияния на деятельность компании и даже наоборот даст ей определенные конкурентные преимущества. При этом Мурат Абоев предложил вводить ограничения поэтапно и с учетом специфики отдельных отраслей.

Новые экологические требования оценила в позитивном ключе и заместитель генерального директора ООО «Сармант-ЮГ» (ГК «Канавара»), руководитель Комитета по УЭО Гильдии «ГЕРМЕС» Анастасия Михайлова.

«Мы, как крупный логистистический оператор и перевозчик, считаем этот запрет абсолютно обоснованным и являющимся одной из мер, которая поможет прийти нашей стране и городу к четко структурированной экологической политике, которая даст новый скачок развития заводам по переработке отходов и «очищению» атмосферы от вредных выбросов», — заявила эксперт.

Она добавила, что соответствующие классу «Евро-4» автомобили должны выбрасывать в атмосферу еще на 40% меньше вредных соединений, чем транспортные средства класса «Евро-3».

«Надеемся, что в ближайшее время законодатель примет поправки, запрещающие круглосуточный въезд автомобилям класса ниже «Евро-4» — данный факт позволит обновить городу и бизнесу автопарки и четко следовать единой политике экологических стандартов», — добавила Анастасия Михайлова.

Она ожидает, что экологический сбор в ближайшее время может стать налоговым платежом. В связи с этим эксперт выразила надежду, что средства, поступающие в бюджет за счет его уплаты, будут направляться на строительство парков и зеленых зон, заводов по переработке отходов, обновление парков автомобилей в соответствии с международными экологическими правилами и поощрение раздельного сбора отходов среди населения.

Фото: pixabay

Вместе с тем представители бизнеса предлагают обратить внимание не только на неэкологичный грузовой транспорт, но и на другие категории транспортных средств, которые пока еще допускаются к въезду в центральные районы Северной столицы.

Дополнительно стоит проработать и вопрос поддержки бизнеса. Как обратил внимание директор по развитию ООО «ВнешТрансПорт» Роман Каплун, в настоящее время для компаний отсутствуют доступные субсидии на обновление парка и бизнес вынужден эксплуатировать транспорт «до победного конца».

Но в тоже время на фоне новых ограничений некоторые эксперты не исключают увидеть временный дефицит грузового транспорта.

«Когда система начнет действовать в полную силу, старые машины уйдут с рынка. Это станет плюсом для крупных перевозчиков — они займут рынок. Также стоит отметить, что с упавшим на сегодня объемом импорта проблем с нехваткой автопарка нет. Если же поток ввоза увеличится, то дефицит машин класса «Евро-3» вполне возможен», — считает руководитель департамента автотранспортных перевозок ООО «Балтика-Транс Логистика» Иван Еремеев.

По мнению эксперт, введение новых экологических требований станет дополнительным стимулом для компаний к обновлению автопарка. В это же время «запрещенные» в Санкт-Петербурге транспортные средства переместятся в другие субъекты страны.

В компании «Глогос проект», которая специализируется на перевозке негабаритных грузов, прогнозируют, что данные ограничения могут повлиять на работу транспортников, обслуживающих розницу и строительные компании, а также иногородних перевозчиков.

«Парк грузового транспорта Санкт-Петербурга в последние годы выглядит относительно свежим, и «старички» на улицах города встречаются все реже», — считает директор департамента логистики «Глогос проект» Максим Ефимов.

В то же время запрет на передвижение по Санкт-Петербургу большегрузов с разрешенной максимальной массой более 8 тонн по большому счету действует уже с 2012 года — за исключением немногих улиц, Западного скоростного диаметра и петербургской кольцевой автомобильной дороги. Об этом напомнил вице-президент группы компаний «Аривист» и член Генерального совета «Деловой России» Евгений Кошкаров.

В то же время доставить груз в пределах запрещенной к движению зоны можно, получив специальный пропуск для проезда по городу от комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Новые правки лишь актуализировали список доступных к проезду улиц и ввели ограничения на выдачу таких пропусков только большегрузам с экологическим классом не ниже «Евро-3».

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров