После трагедии в Казани президент РФ Владимир Путин дал поручение главе Росгвардии Виктору Золотову срочно проработать новое положение о видах оружия, которое может быть в гражданском обороте. Опрошенные АБН эксперты выступают за поднятие возрастной планки для получения разрешения на приобретения оружия.
Утром 11 мая на казанскую гимназии № 175 произошло нападение молодого человека, вооруженного дробовиком. Как выяснилось позже, нападавшим оказался бывший ученик этой школы 19-летний Ильназ Галявиев.
После ее окончания был студентом колледжа при Университете управления (ТИСБИ). Он учился на четвертом курсе, но из-за академической задолженности был отчислен в прошлом месяце. Как сообщают сми, 28 апреля, всего спустя два дня после отчисления из колледжа, он получил разрешение на оружие.
Известно, что нападавший был вооружен турецким гладкоствольном ружье Hatsan Escort PS. Такое же оружие использовал 18-летний «керченский стрелок» Владислав Росляков, напавший на учащихся политехнического колледжа в Крыму в 2018 году. Такое оружие считается одним из самых дешевых автоматических дробовиков, на рынке оно стоит от 30 до 40 тысяч рублей.
По результатам нападения, три девочки и четыре мальчика стали жертвами стрельбы. Более 15 человек доставлены в больницы, большинство из которых дети. Президент РФ Владимир Путин провел срочное совещание, по итогам которого дал поручение главе Росгвардии Виктору Золотову срочно проработать новое положение о видах оружия, которое может быть на руках у населения, с учетом вида стрелкового оружия, которое использовал стрелявший.
О планах разобраться с законодательством по обороту оружия заявили и в Госдуме. Соответствующее поручение председатель Госдумы Вячеслав Володин дал комитету по безопасности. Опрошенные АБН эксперты также предлагают пересмотреть законодательство в части разрешения на приобретения оружия.
«Мы уже выступали с подобной инициативой. Самая основная наша цель — поднять возрастную планку, чтобы человек в 19 лет не мог получать разрешение на оружие. Как минимум с 22, а нарезное — как минимум с 25. Дополнительно надо различать оружие», — считает руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов.
Собеседник АБН предлагает использовать советский опыт, когда для получения оружия человек должен быть охотником. Как вспоминает эксперт, для получения соответствующего билета как минимум год предстояло в охотничьем коллективе ходить учеником охотника, после чего сообщество давало свои рекомендации в части приобретения оружия.
В свою очередь военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин называет воспитательные шаги ключевой мерой для предотвращение подобных ситуаций.
«Законодательство можно ужесточать как угодно, но зачастую все эти ужесточения не работают. Если глянуть на опыт США, там идут ужесточения, но оружие продается и оно стреляет. При этом массовая ревизия владельцев оружия безусловно имеет смысл. Нарушители дисциплины и закона не должны обладать оружием в принципе», — уверен эксперт.
Массовую ревизию владельцев огнестрельного оружия считает необходимой мерой и Дмитрий Курдесов. По его словам, сейчас перерегистрация оружия проходит раз в пять лет, когда сверяют номера и проверяют разрешения. Но проблема с хранением оружия при этом остается острой.
«Раньше раз в год приходил участковый и проверял правила хранения. Он знал, где и как оружие хранится, сейчас этого практически не происходит. Нужно ужесточать требования к приобретению и хранению оружия, чтобы не допускать доступа к нему третьих лиц», — уверен глава общественного движения «За безопасность».
Дополнительное внимание, по словам эксперта, следует уделить и вопросам безопасности в школах. Как написал в Telegram глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, в казанской школе, где произошла трагедия, охрана отсутствовала.
Как говорится в сообщении Хинштейна, там была установлена только тревожная кнопка, соединённая с ПЦО (пункт централизованной охраны, прим. ред АБН). Именно поэтому первыми на место прибыли сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии.
По словам Дмитрия Курдесова, физическая охрана учебного заведения должна быть обязательна везде, для этого есть вполне конкретные законы и постановления
«Почему в этой школе охрана отсутствовала — разберется следствие. Но нам в любом случае нужно ужесточать требования в части технического задания. Многие требования для охранных организаций не связаны с конкретной безопасностью, а 80% победителей тендеров на охрану школ выигрывают за счет более низкой цены», — отмечает эксперт.
По его словам, на первом месте должны стоять опыт и сертификация организации в части охраны подобных объектов, и только потом цена. Он не исключает, что цена вырастет, но при этом подчеркивает, что безопасность должна ставиться во главу угла.