Валюта $72.72 €85.23 Brent$78.07
03.09.21 / 13:48 Новости / Петербург

Петербург загрузят рыбой по северному маршруту

Фото: gov.spb.ru

Фото: gov.spb.ru

С 2022 года стартуют регулярные грузовые рейсы между Владивостоком и Санкт-Петербургом по Северному морскому пути (СМП). Как объяснили АБН эксперты, речь идет не только о поставках дальневосточной рыбы в Петербург, но и о наращивании роли российских портов в международном транзите.

О планах открыть регулярные грузовые рейсы по Севморпути на маршруте Владивосток-Петербург заявил президент России Владимир Путин.

«Нужно рассмотреть возможность уже со следующего года открыть первые регулярные рейсы по перевозке грузов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Санкт-Петербургом, чтобы обкатать маршрут, сформировать его грузовую базу», — сказал он во время своего выступления на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ).

Здесь можно вспомнить пилотные проекты в этой области. В августе 2019 года в Северную столицу впервые доставили рыбную продукцию с Камчатки по Севморпути. В город пришло около пяти тысяч тонн рыбы, икры и филе.

В прошлом году история повторилась — в морской порт Санкт-Петербурга из Петропавловска-Камчатского прибыл атомный контейнеровоз «Севморпуть».

На его борту было 204 контейнера с белой, красной рыбой и кальмаром. Общий вес груза составил 5,5 тысяч тонн. В то же время на стоимость рыбы в магазинах доставка по Севморпути, похоже, никак не повлияет.

«Способ доставки носит не определяющий характер для формирования цен на прилавках магазинов. Основное преимущество дальневосточной рыбы заключается в ее качестве, которое превосходит качество скандинавской рыбы. К тому же до 80% российских акваресурсов, в первую очередь рыбы, добывается на Дальнем Востоке, а логистика в европейскую часть страны остается неэффективной», — рассказывает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков / Фото: facebook

В результате сложившейся ситуации, как добавляет эксперт, дальневосточная рыба практически полностью сегодня уходит на рынки Азии за валютную выручку.

По словам собеседника АБН, вопрос снабжения стоит особенно остро на фоне нехватки парка рефрижераторов для железнодорожных составов.

Доставка морским машрутом через арктические моря в данном случае представляется как альтернатива железнодорожному транспорту.

При этом эксперты называют «избыточным» маршрут с конечной точкой в Петербурге, а доставку в рефрижераторах по железной дороге экономически более оправданной.

«Железная дорога должна справляться эффективно с такими грузами. Морской путь до Петербурге звучит красиво, но достаточно довезти до порта в Мурманске. У нас хорошее грузовое сообщению, а Мурманск один из центров рыбопереработки. Лучше в данном случае развивать порт в Мурманске и рефрижераторный проект», — считает Иван Федяков.

Ледокольное судно «Совкомфлота» / Фото: scf-group.com

Директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов также называет более разумным решением доставку дальневосточных грузов по СМП до Мурманска, а оттуда железной дорогой до Петербурга. Что касается круглогодичной загрузки Севморпути уже в 2022 году, то пока эксперт находит ее маловероятной.

«Каждый год сроки без навигации уменьшаются, и газовозы все больше времени могут использовать маршрут. Но 2-3 месяца все равно оставалось без проводки. Круглогодичная загрузка в ближайшие годы вряд ли возможна – есть труднопроходимый пролив в Карских воротах и много других непредсказуемых вещей», — отмечает собеседник АБН.

По утверждению Александра Пилясова, слова президента о загрузке СМП следует воспринимать в контексте привлечения внимания к маршруту со стороны мирового сообщества, в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, возможно, ближневосточных стран.

Эксперт подчеркивает, что тенденция на расширение календарного горизонта СПМ происходит, но круглогодичность – это уже другое качество.

«Поставлять рыбу из Владивостока в Петербург – это важный вопрос для страны, но не определяющий для развития Севморпути. Для нас очень важно развитие международного транзита. Мы посылаем сигнал партнерам – включайтесь, после Петербурга будут европейские порты», — резюмирует Александр Пилясов.

По итогам 2020 года по Севморпути перевезено 33 миллиона тонн грузов. В 2024 году планируется рост до 80 миллионов тонн. В ходе одной из сессий ВЭФ было отмечено, что к 2030 году планируется удвоение грузоперевозок до уровня 150 миллионов тонн, из которых 30 миллионов будут относиться к транзитным грузам.