В Санкт-Петербурге суд отказал градозащитнику в признании незаконным заключения КГИОП о доме Басевича.
Решение вынес Петроградский районный суд города. В административном исковом заявлении Дмитрий Куклин просил признать незаконным заключение КГИОП о соответствии режиму использования земель в границах объединенных зон охраны эскизного проекта «Комплекс зданий для нужд СПб ГПБОУ «Академия танца Бориса Эйфмана» и СПб ГБУК «Академический театр балета Бориса Эйфмана» в составе спального корпуса для учащихся с залами для занятий хореографией и комплекса апартаментов для артистов. Если говорить коротко, то речь идет о работах по реконструкции здания на Большой Пушкарская улице, дом 7, литера А (Дом Басевича).
Административный истец пояснил, что 30 сентября 2020 года КГИОП на основании заявления СПб ГУК «Академический театр балета Бориса Эйфмана» выдал заключение о соответствии режиму использования земель. В соответствии с оспариваемым административным истцом заключением эскизный проект предусматривает разборку и воссоздание шестого и седьмого этажей здания на Большой Пушкарской. Помимо этого, предполагается воссоздание конфигурации и стилистики фасадных решений первого двора литеры А.
Дмитрий Куклин указывал, что заключение дает СПб ГУК право обратиться в Госстройнадзор за получением разрешения на строительство для реализации эскизного проекта. Истец ссылался на положения закона Санкт-Петербурга, согласно которому здание на Большой Пушкарской улице располагается в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга.
Дом Басевича относится к историческим зданиям и формирует уличный фронт улицы Большой Пушкарской. Дмитрий Куклин указывал, что это здание не имеет повреждений, позволяющих сделать вывод о его аварийности. Активист полагает, что реализация эскизного проекта в части демонтажа исторического здания незаконна. По словам градозащитника, для принятия решения о демонтаже исторического здания, не являющегося аварийным, отсутствуют основания. Что касается решений по восстановлению облика здания, то они нарушают требования Закона №820-7 и влекут утрату подлинных архитектурных и инженерных решений и исторического облика дома Басевича, составляющих его уникальность, что, в свою очередь, влечет незаконность заключения.
Суд в итоге пришел к выводу, что аварийное состояние строительных конструкций здания выявили в ходе обследования технического состояния, которое выполнило ООО «Центр диагностики строительных конструкций» в 2019 году. Помимо этого, имеется акт освидетельствования строительных конструкций пострадавшей от пожара части здания от 27 июля 2020 года.
Согласованный КГИОП эскизный проект прямо предусматривает воссоздание шестого и седьмого этажей здания, а также воссоздание конфигурации и стилистики фасадных решений первого двора литеры А. При реализации эскизного проекта предполагается сохранить исторический облик дома и устранить существующую аварийность здания. Учитывая все эти моменты, суд административному истцу отказал.
Дом Басевича построили в 1912 году по проекту архитектора Алексея Зазерского в стиле модерн. Спустя почти 100 лет дом расселили, последние жители выехали из него в 2008 году.
Сначала здание предлагали включить в программу «Молодежи — доступное жилье», но в 2016 году его решили передать театру Бориса Эйфмана под строительство общежития для учащихся и сотрудников.