Валюта $71.74 €82.99 Brent$82.93
05.10.21 / 11:57 Новости / Петербург

«Каннибализм трафика»: основатель «ВелоДрайва» рассказал, почему остановил продажи франшизы

Кирилл Остапенко / Фото: пресс-служба «ВелоДрайва»

Кирилл Остапенко / Фото: пресс-служба «ВелоДрайва»

Сюжет:

Сеть магазинов «ВелоДрайв» объявила об остановке продажи франшизы в Петербурге. Основатель компании Кирилл Остапенко рассказал АБН о причинах такого решения и о том, как отразился на бизнесе пандемийный год. Создатель велосипедов Shulz Александр Иванов оценил степень стагнации в велоиндустрии в целом.

Франчайзинговая сеть «ВелоДрайв» останавливает продажу франшизы в Петербурге с 31 декабря 2021 года. Сегодня у компании 29 магазинов по России, из них в Петербурге и Ленобласти – 25, еще несколько договоров находятся на стадии подписания, новые магазины должны открыться в начале 2022 года. 

Кирилл Остапенко, основатель «ВелоДрайва» рассказал в комментарии для АБН, что главная причина остановки франшизы заключается в том, что 25 магазинов покрывают практически все районы города.

«Нам просто негде открывать новые точки. И вследствие такого плотного покрытия в этом году, открывая новые партнерские точки, мы очень быстро ощутили, что они оттягивают на себя трафик у уже давно работающих магазинов. То есть происходит так называемый «каннибализм трафика» внутри франчайзинговой сети, а это не выгодно никому, – объяснил бизнесмен. – Не спасает ситуацию даже наше жесткое правило: точки сети должны находиться на расстоянии минимум 3 км друг от друга. Поэтому нами и было принято решение остановить продажу франшизы в Петербурге в конце года.

Исключение, по словам Кирилла Остапенко, в «Велодрайве смогут сделать разве что для партнера, который захочет открыться в Пушкине или Курортном районе. 

Ждем весну

«Они запустили определенное конечное количество точек, которое можно качественно контролировать, предоставляя клиентам высокий уровень сервиса. Речи о стагнации индустрии здесь не идет, – так объяснил решение коллег Александр Иванов, создатель велосипедов Shulz.

Фото: shulz.ru

В 2008 году Александр Иванов открыл первый велопрокат в Петербурге, однако велосипеды в нем по сути сдавались в субаренду. Затем, посетив крупную веловыставку в Китае, Александр сконструировал складной велосипед и запустил производство под брендом Shulz. Сегодня компания включает семь магазинов в Петербурге и Москве, шоурум и пять мастерских, а велосипеды успешно продаются не только по всей России, но и в Германии, Франции, Сингапуре. Оборот магазинов Shulz в двух столицах в летний сезон составляет около 3–3,5 млн рублей в месяц.

«Мы запустили производство новых моделей велосипедов, стали партнерами проекта «Вело 1», в рамках которого создается трасса между Петербургом и Москвой, – добавил предприниматель. – Так что стагнации со своей стороны не чувствуем, и прогнозы развития велоиндустрии – вполне позитивные, ждем весну».

Точки роста

Уже существующим точкам партнеров «Велодрайва» есть куда расти, объяснили в компании. Ключевой целью сети является предоставление сервиса на высоком уровне, поэтому магазины будут продолжать работать над качеством услуг. Розничные магазины сейчас переживают очередной виток развития, они трансформируются. Теперь розничные точки могут быть и пунктами выдачи интернет-заказов, иными словами, любой велосипед можно продать в том магазине, который удобнее покупателю в конкретный момент, не обязательно он должен находиться рядом с его домом.

Все началось с киоска

Проект «ВелоДрайва» стартовал в 2004 году, когда у одной из станций метро открылась небольшая палатка по продаже и ремонту велосипедов , через год был запущен интернет-магазин. Сейчас партнеры компании, помимо Петербурга и области, предоставляют услуги в Москве, Екатеринбурге и Ижевске. 

Финансовые показатели «ВелоДрайв» не раскрывает, а что касается предложений для потенциальный партнеров, то паушальный взнос в Петербурге составляет 1 млн рублей, в Москве – от 300 тыс. рублей до 1 млн рублей в зависимости от формата филиала. Роялти при этом, по данным компании, составит 4% в месяц, размер ежемесячного маркетингового взноса – 15 тыс. рублей.

Фото: пресс-служба «ВелоДрайва»

Первоначальные затраты франчайзи варьируются от 1,3 до 3,3 млн рублей для объектов площадью от 100 м2 до 300 м2 соответственно. Эти цифры не предполагают товарного наполнения и окупятся, по данным «ВелоДрайва», за полтора года. С товарным наполнением на открытие собственных магазинов партнерам придется потратить от 3 до 9 млн рублей для точек от 100 м2 до 300 м2. 

Пандемия на велосипедах

Что касается ставшего сложным для многих предпринимателей 2020 года, для велоиндустрии он оказался удачным, сообщила Светлана Ерошенкова. Из-за ковидных ограничений, не имея возможности потратить деньги на отдых за границей и отправить детей в лагерь, многие покупали велосипеды для всей семьи.

«Добавим сюда моду на здоровый образ жизни, рекомендации ВОЗ использовать велосипед как индивидуальный транспорт и массовый переезд на дачные участки. Ну и погода в 2020 году тоже стимулировала продажи. Это привело к тому, что на складах российских производителей велосипедов, дистрибьюторов и оптовиков остались очень небольшие запасы, – объяснил представитель «ВелоДрайва». – И этот дефицит велосипедов мы в полной мере ощутили в 2021 году».

Фото: Shulz / «ВКонтакте»

Компании-заказчики китайских велосипедов и деталей к ним столкнулись с необходимостью ожидать готовности продукции более года. Множество производителей в КНР уже давно принимают заказы на 2022 и 2023 годы, рассказали в «ВелоДрайве». Кроме того, из-за дефицита в Китае порожних контейнеров, которые скопились в Европе и Северной Америке, стоимость морских перевозок сильно возросла – везти контейнеры обратно пустыми не имеет смысла.

В итоге для конечного потребителя средняя стоимость велосипедов во всех сегментах к лету 2021 года выросла на 20-30%, а то и на 50%. Поэтому их было продано меньше, чем в 2019 году – не каждый смог позволить себе велосипед, к сожалению. Но при этом выручка сети за 2021 год сопоставима с выручкой за 2019 именно за счет подорожания. По сравнению с 2020 годом результаты сети «ВелоДрайв» в этом году заметно снизились.

В будущем компания планирует развиваться за счет освоения новых территорий, в том числе на северо-западе, а франшиза в других городах и Ленинградской области по-прежнему продается. 

«Мы ожидаем, что в следующем году показатели нашей выручки будут немного выше, чем в текущем — примерно на 20%. А также ждем, что дефицит велосипедов будет уже не таким острым», – заключил представитель «ВелоДрайва».