По итогам первого полугодия 2021 года ретейлер X5 Group (управляет «Пятерочкой», «Перекрестком», «Каруселью», цифровыми бизнесами «Vprok.ru Перекрёсток», «5Post», «Около» и медиаплатформой «Food.ru») заработал рекордную выручку, размер которой превышает 1 трлн рублей.
Агентство InfoLine, специализирующееся на маркетинговых исследованиях, составило рейтинг игроков российского ретейла, и X5 Group занял первую строчку. На втором месте, как и годом ранее, оказался «Магнит» с выручкой 801,6 млрд рублей, тройку лидеров замыкает Mercury Group (сети «Красное и Белое» и «Бристоль»), заработавшая 330 млрд рублей за полугодие.
Как отмечают эксперты рынка ретейла, рейтинг претерпел за последний год изменения, ставшие неожиданными для представителей индустрии. Так, Wildberries на четвертую строчку с восьмой, выручка компании превзошла 241 млрд рублей, что почти на 100 млрд выше показателей Ozon, который впервые попал в топ-10 и занял девятое место.
Пятым в рейтинге стала сеть DNS (227,2 млрд руб.), «Лента» опустилась с четвертой строки на шестую. На седьмом месте – «М.Видео-Эльдорадо», за ним – Leroy Merlin. Десятку замыкает «Светофор» с выручкой 120,5 млрд рублей.
Auchan и METRO впервые не вошли в десятку, их выручки составили 99,1 и 96,1 млрд соответственно. Оборот «Ашана» упал за год на 17,3%, у «Метро» показатель остался статичным. Вопреки предположениям экспертов начала прошлого десятилетия, популярность гипермаркетов упала, их вытесняет мелкоформатный ретейл.
Все эти процессы абсолютно логичны, объяснил эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин. По мнению собеседника АБН, гипермаркеты не выживут, если не прибегнут к масштабным изменениям.
«Ашан» упустил время, они думали, что формат будет популярен всегда, хотя уже с 2016 года стало понятно, что это не так. Кроме того, они даже никак не обновляли свои гипермаркеты долгие годы, а в пандемию столкнулись и с тем, что у них отсутствовал онлайн-канал продаж, – рассказал эксперт. – За последние годы они закрыли немало магазинов, а будущее оставшихся, как мне видится, под большим вопросом.
В Петербурге сегодня работает шесть филиалов «Ашана», количество «Пятерочек» превышает 650, более 120 «Перекрестков», 38 магазинов «Лента», включая маленькие супермаркеты формата «у дома».
«Популярность гипермаркетов падает по разным причинам, – продолжает Михаил Лачугин. – Во-первых, изменилась модель потребления, когда люди ходят в магазины чаще, покупая меньше. Во-вторых, развиваются иные каналы продаж. В третьих, с ассортиментом у всех беда — он крайне однообразен. Люди идут туда, где что-либо уникальное. А наиболее легко делать уникальное предложение в сегменте «фреш» – готовой еды, выпечки и т.п. Все это предлагают именно форматы «у дома». Поэтому с большой долей вероятности могу сказать, что будущего у Ашана в России в том виде, в котором он сейчас, нет».
Однако эксперт добавил, что магазины шаговой доступности не вытеснят гипермаркеты с рынка ретейла, они останутся, но в ином формате: виде общественных пространств с большим набором дополнительных «опций»: кафе, ресторанных двориков, зонами отдыха для посетителей. «Они совсем не уйдут, но в том виде, в котором некоторые гипермаркеты у Ашана, Ленты и прочих пребывают сегодня, явно не выживут», – спрогнозировал Михаил Лачугин.