В компании «Яндекс» рассказали о создании двух бизнес-групп. Теперь непрофильные бизнесы IT-гиганта в онлайн-торговле, логистике и транспорте будут объединены между собой. Опрошенные АБН эксперты сошлись во мнении, что структура управления в компании меняется под выход на IPO (первое публичное размещение акций, прим. ред).
О глобальных изменениях в структуре управления бизнесом управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян рассказал в Facebook.
«Мы приняли решение о создании двух бизнес-групп. Это объединения близких по смыслу бизнес-юнитов и экспериментов с единым руководителем, похожими бизнес-моделями, механиками развития и пользовательскими задачами», — написал Тигран Худавердян.
Он добавляет, что в группу «Поиск, рекламные и облачные сервисы» войдут бизнесы с рекламной моделью — поиск, рекламные и облачные сервисы. В группу «Еком и райдтех» попадут все сервисы онлайн-торговли и логистически-транспортные сервисы.
В частности в ней окажутся сервисы такси «Яндекс Go» и Uber Russia, каршеринг «Яндекс.Драйв», сервисы доставки еды и продуктов «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка», платформа акций и скидок в магазинах «Едадил», сервисы логистики и вообще весь «Яндекс.Маркет».
Директорами бизнес-групп стали соответственно Андрей Стыскин и Даниил Шулейко. По словам Тиграна Худавердяна, их главной задачей станет развитие бизнес-юнитов и синергий между ними. В перспективе из бизнес-юнитов могут вырасти новые группы связанных компаний.
Под бизнес-юнитами топ-менеджер подразумевает «отдельные компании с существенным количеством собственных функций» — все что хотят, такие компании берут из Яндекса, все что нужно строить свое – строят самостоятельно.
«Складывается ощущение, что Яндекс начинает подготовку к выходу на IPO. Видимо, в компании решили выходить не просто с такси, а с группой сервисов, чтобы стоить гораздо больше», — предположил в разговоре с АБН директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков.
В прошлом году зарубежные инвестбанки оценивали компанию «Яндекс. Такси» перед возможным IPO в сумму от 5 до 8 млрд долларов.
Уже тогда проговаривалось, что диапазон зависит от структуры бизнеса. Инвесторов в частности интересовал вопрос, войдут ли в периметр сделки каршеринговый сегмент и фудтех.
Похоже, ключевое решение по этому вопросу принято и другие сервисы будут предложены инвесторам в дополнение к бизнесу такси. Владимир Зыков в этой связи ожидает увеличения оценки до 8-10 млрд долларов перед IPO.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков соглашается, что за счет изменения структуры бизнеса и присоединения к такси других сервисов компания в глазах инвесторов только выиграет.
«У «Яндекса» была идея вывести на IPO отдельную компанию с тем, чтобы получить на волне хайпа вокруг технологических активов дополнительную капитализацию. Включить туда непрофильные активы хорошая идея, так как инвесторы часто могут не замечать их или недооценивать. Да и бизнесе такси в последний год произошли глубокие трансформации», — отмечает собеседник АБН.
По данным отчета «Яндекса», в 2020 году быстрее всего росли медиа-сервисы, экспериментальные направления (беспилотники, геосервисы и т. д.), такси, каршеринг и фудтех.
При этом концепция такси как бизнеса для перевозок людей на фоне карантина первое время переживала не лучшие времена, так как перемещений из-за локдауна стало гораздо меньше. В итоге в компании приняли решение дозагрузить бизнес за счет использования машин для доставки грузов.
«Видимо, направление будет и дальше развиваться в таком ключе. На фоне синергии с активами «Яндекс.маркета» формируется очень хороший актив, который становится самодостаточным. Кроме того, бизнес хорошо диверсифицирован, а значит более устойчивый к различным рискам», — добавляет Иван Федяков.
При такой комбинации, по словам эксперта, «Яндексу» придется конкурировать с другими компаниями и в другом измерении. Вместо условных Google и Facebook, компания выходит на рынок Amazon и Alibaba.