«Евгений Онегин» за 12 млн рублей»: исполнительный директор РАД Константин Раев рассказал о новых лотах

Исполнительный директор Российского аукционного дома Константин Раев в интервью АБН рассказал о том, как изменилась работа РАД, какие интересные лоты можно будет увидеть на торгах в 2021 году, а также про «новый» формат регистрации сделок. Пилотным регионом для нововведения был выбран Петербург.

АБН: Как вы заявляли в своих предыдущих интервью, при создании РАД был ориентирован на два направления работы. Первое — приватизация. И второе — это продажа залогового имущества обанкротившихся предприятий. Приоритеты остались прежними или интересы РАД изменились?

Константин Раев: РАД создавался в 2009 году, в кризисное время и тогда мы понимали, что на рынок выходит огромное количество проблемных активов (имущества банкротов). Мы сделали на это ставки и поставили перед собой цель продавать проблемное имущество, руководствуясь теми же принципами что и при продаже «беспроблемных» активов. В итоге сегодня на наших торгах проблемное имущество продается в условиях конкуренции по рыночной стоимости.

Продажами залогового имущества (т.е. заложенных частных активов по внесудебной процедуре) мы начали заниматься несколько позже. Также к этому добавились продажи активов госкомпаний и корпораций, банков, которые избавляются от непрофильного имущества, чтобы «расчистить» свой баланс. Еще одним из важнейших для нас направлений по-прежнему остается приватизация.

Сегодня РАД единственный продавец имущества в рамках федеральной приватизации на 2020-2022 гг. Кроме того, у нас есть 13 агентских договоров на продажу имущества регионов и муниципалитетов, среди которых: Санкт-Петербург, Московская область, ХМАО-Югра и др. Кроме того, около 40 регионов используют нашу площадку для самостоятельной реализации своего имущества. У нас есть собственная электронная площадка ЭТП РАД lot-online, на которой мы проводим торги.

Наши приоритеты остались прежними, мы просто набираем обороты и развиваем новые направления деятельности.

Фото: РАД

АБН: РАД заключил с Росреестром соглашение об удаленной регистрации сделок купли-продажи. Что теперь изменится в работе РАД? Что дает удаленная регистрация инвесторам?

Константин Раев: Удаленная регистрация сделок дает массу преимуществ инвесторам. Теперь они могут и приобрести имущество на торгах, и оформить сделку. Соглашение с Росреестром позволяет нам обеспечить полный цикл продаж. Сейчас пока такая услуга доступна только для клиентов РАД. В тестовом режиме мы передаем в Росреестр пакеты на регистрацию, отлаживаем все механизмы взаимодействия, но уже в ближайшее время эта функция будет доступна для всех, в том числе и сторонних компаний.

В эпоху цифровизации это решение является логичным. Период пандемии показал, насколько такие цифровые услуги могут быть востребованы. Все меняется и в том числе стиль работы. Кто раньше мог предположить, что 80-90% людей могут перейти на «удаленку» без ущерба качеству работы? Даже обучение в школах проводилось в онлайн режиме. Конечно, есть профессии, например врачи, работа которых исключительно в офлайн, однако с развитием новых технологий многое может измениться. Мир не остановился, поэтому мы полагаем, что удаленная регистрация только увеличит объемы сделок, потому что это удобно для всех. Человек уже не испытывает какого-то дискомфорта, когда подает документы в электронном формате.

АБН: Почему в качестве «пилота» был выбран Петербург?

Константин Раев: Запуск проекта состоялся в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Тюмени.  Мы взяли специально северный регион — Тюмень, южный регион — Краснодар, а также второй по величине город России – Петербург. Россия огромна, и у каждой территории своя специфика и свои ментальные особенности.

Сейчас мы смотрим, насколько эта функция будет востребована и удобна, как люди на местах будут относится к этим нововведениям. 

Фото: РАД

АБН: 15 февраля Российский аукционный дом провел аукцион по продаже памятника «Аленке» из Нововоронежа, который благодаря СМИ стал широко известен в конце прошлого года. Памятник в итоге был продан за 2,6 млн рублей, а сами торги продолжались 3 часа. Как вы оцениваете ту роль, которое здесь сыграло внимание СМИ к предмету торгов? Насколько вообще организация торгов подобных арт-объектов интересна РАД и стоит ли ожидать таких кейсов в будущем?

Константин Раев: Действительно, памятник «Алёнке» во многом стал известен благодаря СМИ и соцсетям. Без освещения в СМИ «Аленка» так и осталась бы объектом со спорной репутацией и ценностью. Получив столь широкий резонанс, она стала, по сути, ярким явлением общественной жизни и, своего рода, символом времени. Теперь есть факт открытых торгов, а значит в будущем, при желании, владелец сможет продать «Аленку» и даже, возможно, получить за нее еще более высокую цену. Можно сказать, что «Аленка» стала объектом инвестиции. Появление подобных необычных арт-объектов в торгах РАД не исключено. Нам, как аукционному дому, интересно продавать любые лоты, на которые может быть спрос.

У РАД богатый опыт проведения аукционов по искусству и букинистике. Продаются различные книги, древние, исторические, военные, даже автографы. На ближайший весенний букинистический аукцион мы выставим первое прижизненное издание романа Пушкина «Евгений Онегин». Стартовая цена — 12 млн рублей. Это будет самый дорогой лот за все время проведения наших букинистических аукционов.

Пандемия никак отрицательно не сказалась на деятельности РАД. Еще до введения мирового локдауна все продаваемое имущество успешно торговалось на электронной площадке ЭТП РАД Lotonline. Пандемия только слегка изменила некоторые привычные нам вещи. Например, все коммуникации с клиентами полностью ушли в онлайн. Мы проводили онлайн показы объектов, делали онлайн презентации, продвигая активы даже в период самых серьезных ограничений. На лот-онлайн бесперебойно шли торги по госзакупкам, продаже имущества банкротов, государства, банков, частных собственников. 2020 год продемонстрировал значительное увеличение продаж на Лот-онлайн. Самое интересное — инвесторы оказались готовы к новым реалиям. По итогам все оценили удобство и эффективность интернет-технологий.

Фото: РАД

АБН: Электронные торги на ваш взгляд полностью вытеснят классические? Собираетесь и вы в ближайшее время, может быть, такие проводить?

Константин Раев: Уже давно почти все наши торги проходят в онлайн формате. Во многом это связано с тем, что интернет торги закреплены законами о продаже имущества в банкротстве и в приватизации. Частично очные торги остались только в букинистике – мы их проводим в зале, в онлайне и по телефону, — и в сегменте частного имущества.

Если инвесторы хотят — мы всегда готовы провести для них очный или смешанный аукцион.

Офлайн аукционы обладают своей неповторимой атмосферой – зал, аукционист в бабочке, удар молотка. В зале всегда много эмоций. Когда участники видят друг друга, включается азарт, это влияет на цену. Хотя сейчас онлайн торги тоже демонстрируют высокую конкуренцию и, зачастую, кратный рост цены. Реальность такова, что сегодня практически все государственные и частные инвесторы отдают предпочтения электронной форме торгов. Безусловно, это связано с современным темпом жизни и мобильностью. Для участия в электронных торгах у инвестора больше нет привязки к конкретному месту, главное — наличие ноутбука и стабильного Интернета.

АБН: Появилась информация, что Российский аукционный дом предлагает внедрить механизм инвестиционных сделок при приватизации госактивов, по сути, это будут сделки для привлечения инвестиций. К каким объектам это может быть применимо конкретно и почему? РАД выполнял когда-то уже подобные сделки?

Константин Раев: Да, подобные сделки РАД уже проводил. В частности, по поручению Росимущества нам удалось найти стратегического инвестора при продаже «Института по проектированию предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Сибири и Дальнего Востока» («Сибгипробум»). Предприятие приобрел один из лидеров данной отрасли — группа «Илим».

При работе с такими активами наша задача найти инвестора, который будет заинтересован в сохранении и развитии действующего бизнеса. Это означает сохранение рабочих мест и интеллектуальной собственности. Один из примеров – привлечение профильного инвестора для старейшего отечественного издательства «Детская литература» (100% пакет акций АО «Детская литература»). Правительство одобрило холдинговую компанию ООО «АйКомИнвест», специализирующуюся на создании различных проектов в сфере образования: оцифровке художественной и учебной литературы, записи аудиокниг, создании интерактивных учебных пособий и многом другом.

Также нам удалось найти профильных инвесторов на федеральные пакеты акций российских предприятий по переработке драгметаллов. «Новосибирский аффинажный завод» приобрела одна из структур холдинга АЕОН, а «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов» был куплен компанией ООО «Новые Технологии» в интересах ГК «Южуралзолото».

Фото: baltphoto

АБН: Если мы правильно понимаем, то вы проводите не только английские торги на повышение цены при продаже, но и голландские, которые идут на понижение. По какому принципу выбирается форма торгов? Какие факторы на это влияют?

Константин Раев: Как правило, форма торгов определяется в соответствии с законодательством. Обычно торги с понижением цены назначаются после неудачной попытки продать имущество на аукционе на повышение. Чаще всего голландский аукцион применяется при продаже активов в банкротстве, также он предусмотрен в законодательстве по приватизации. Но в период пандемии торги с возможностью понижения цены стали с одной стороны основным трендом рынка, а с другой – главным механизмом, который поддержал продажи в ситуации кризиса.

Продавцы еще жили в прошлом, на растущем рынке. А покупатели уже в настоящем – на стагнирующем. Голландский тип аукционов позволяет определить реальную стоимость имущества. При этом, отмечу, что торги с возможностью понижения цены стали не столько способом реализации имущества, сколько механизмом привлечения покупателей на торги.

Потенциальная возможность купить объект с дисконтом 30-50% стала наилучшим способом рекламы объекта. Минимальная цена позволяет создать на торгах высокую конкуренцию, но победителем в любом случае становится тот, кто предложит наивысшую цену. Сейчас это оценили и другие владельцы имущества — банки, корпорации, частные собственники. Они стали повсеместно применять голландский аукцион для реализации своих активов.

Получается, что кризис прошлого года сделал аукционы универсальным механизмом продажи имущества, показав, что истинная рыночная стоимость актива определяется в ходе торгов на стыке спроса и предложения.

Автор: Алена Шумило

Новости партнеров