Правительство России приняло решение продлить мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса на 2022 год. Предприниматели же сходятся во мнении о том, что фактически запрета на проверки не существует, деятельность контрольно-надзорных органов требует проведения реформы, а старые способы контроля давно изжили себя.
Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о продлении моратория на проведение плановых проверок малого и среднего бизнеса (МСБ) в России на 2022 год, новость об этом из уст председателя правительства прозвучала на пленарной сессии Московского финансового форума 8 сентября. Ранее с таким предложением во время встречи членов партии «Единая Россия» выступил Владимир Путин, добавив что «чем меньше административное давление, тем лучше».
Напомним, запрет на плановые проверки малого и среднего предпринимательства ввели в качестве меры поддержки бизнеса весной 2020 года, в разгар первой волны пандемии. Затем правительство продлило мораторий на 2021 год.
Предприниматели Петербурга в комментариях для АБН единогласно заявили, что не почувствовали на себе действия моратория.
Владелец и гендиректор сети частных пансионатов для пожилых «Опека» Алексей Маврин рассказал, что за прошлый год предприятие посетили почти три десятка проверяющих различных структур. При этом собеседник подчеркнул, что из-за рода деятельности «Опека» всегда находится в поле зрения налоговых органов. А прошлый год увеличил количество проверок из-за противоэпидемических мер.
«Мой юрист даже шутит о том, что плановые проверки отменили, но что теперь делать со всеми внеплановыми?» – рассказал Алексей Маврин.
Мера поддержки
Петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов считает несправедливым то, что отмена проверок воспринимается как одна из мер поддержки МСБ.
«Это не может быть явной поддержкой. Проверки мешают вести бизнес, налагаемые штрафы могут оказаться критическими для малых и микропредприятий, а блокировка по 115-ФЗ и восстановление счета – эти наказания, как и проверки таможенных и налоговых органов, не контролируются прокуратурой, поэтому все равно проводятся. С таким настроением реформ не провести», – заявил омбудсмен.
При этом в Минэкономразвития заявляют, что за прошлый год благодаря действию мораторий из ежегодного плана проведения проверок исключили более 127 тысяч мероприятий.
«Плановые проверки обойдут стороной небольшие рестораны, фермы, предприятия по производству стройматериалов, производителей инновационной продукции, салоны красоты», – говорится в сообщении министерства.
Однако запрет на проверки не будет распространяться на объекты, представляющие потенциальную опасность для жизни людей и объекты чрезвычайно высокого и высокого риска. Также мораторий не коснется предприятий, использующих атомную энергию и тех, которые работают на основе лицензий, уточняют в ведомстве.
Недоимка 90 млн
Один из членов Санкт-Петербургского союза предпринимателей, пожелавший сохранить анонимность, согласился с коллегами в отсутствии эффекта, ожидаемого от моратория.
«По проверкам со стороны ФНС — это тема, о которой можно говорить вечно. Лично у меня полное ощущение, что никакого моратория не существует», – заявил эксперт.
Бизнесмен также рассказал об одной из проверок, проведенной ФНС на его предприятии в прошлом году, она касалась НДС. При этом представители налоговой службы не приняли во внимание, что в течение года компания не вела хозяйственной деятельности, также у нее не было фактического местонахождения, а банковские счета были закрыты. Кроме того, организация была переведена на УСН и не имела ни активов, ни имущества.
По словам предпринимателя, в результате выездной проверки, проведенной «без выезда», комиссия обнаружила недоимку в размере 90 млн рублей. Собеседник заявил о намерении обжаловать решение налоговиков в суде.
Владелец петербургской компании B-Systems LTD, которая специализируется на конструировании, разработке и производстве оборудования и оснастки, Борис Баранник рассказал, что камеральные проверки приходят к ним несколько раз в месяц.
Задолженность 00 руб.00 копеек
«Причем проверки просто смешные. «В ходе проверки установлено что задолженность 0 руб 00 коп», далее приходит извещение о вызове в налоговый орган для рассмотрения результатов проверки», – рассказывает предприниматель.
Собеседник АБН объяснил, как происходит работа налоговой по страховым взносам. Камеральная проверка назначается после того, как организация опаздывает на день-два с подачей нулевой отчетности. Результат проверки присылают в виде акта, на котором необходимо поставить электронную подпись, в противном случае через неделю блокируют расчетный счет.
Затем приходит извещение о о месте рассмотрения проверки, его тоже нужно подписать. После этого приходит уведомление о вызове в налоговый орган, тоже требующее подписи.
«За ним следует акт о рассмотрении результатов налоговой проверки, в котором указывают что я не явился. Я физически не могу 3-5 дней в месяц уделять на посещение налоговой. У меня даже столько выходных не всегда бывает», – признается Борис Баранник.
Также предприниматель сообщил, что сталкивался с примером, когда проверка выявляла незначительные нарушения, в результате назначала штраф в размере 0 рублей 00 копеек.
«Зато в отчетах налоговая указывает число проведенных проверок», – отметил эксперт.
Чек-лист
В результате проверок «Опеки» за прошлый год организация получила штрафов на общую сумму около 3 млн рублей, рассказал Алексей Маврин. Однако к проверкам он относится, как к некому чеклисту: самостоятельно иногда не удается уследить за всеми необходимыми нюансами.
«Можно обратиться, например, в аутсорсинговую компанию, но это дорого. Вместо этого приходит поверка и указывает на появившиеся недочеты», – считает предприниматель.
Также глава сети пансионатов считает, что реформировать работу контрольно-надзорных органов необходимо но на на глубинном уровне самого подхода.
«Сейчас у нас работает система «родитель-ребенок», когда ребенок почти всегда может избежать наказания, а родитель, найдя повод придраться, может и простить. Речь идет о том, что бизнесу нужно помогать действовать в рамках установленных норм, а не штрафовать за неисполнение требований, действовать нужно предупреждая нарушения», – объяснил Алексей Маврин.
Не останавливаться
Наталья Горячая, руководитель консалтинговой компании «Делаем бизнес вместе» и член экспертного совета Корпорации МСП говорит о том, что малому бизнесу для продолжения деятельности в стране нужна реформа контрольно-надзорной деятельности в целом, отмена многочисленных штрафов и блокировка счетов, разблокировка которых сопряжена со значительными трудностями. Делается это через комиссию Центробанка, на проведение которой нужно 20 дней. За это время бизнес может прекратить свое существование.