Закрыть

Выживут сильнейшие: как мусорная реформа повлияла на малый бизнес в Ленобласти

Власти Ленинградской области в рамках проведения мусорной реформы усилили контроль за тем, как юридические лица утилизируют отходы, нововведение касается как твердых коммунальных отходов, так и строительного и прочего мусора. Предприниматели, которые занимаются раздельным сбором, называют такое решение не самими ласковыми словами.

Недавно Администрация Ленинградской области объявила, что усилит контроль за утилизацией отходов юридическими лицами и будет проверять договоры на вывоз мусора, которые предприятия заключают с операторами. Нововведение касается не только твердых коммунальных отходов (ТКО), но и всего остального мусора. ТКО – предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. В эту категорию входят биологические отходы (например, кости), бумага, древесина, текстиль, пластмасса, металлы, стекло, резина и прочее.

Вывозом, переработкой и утилизацией ТКО в Ленобласти занимается региональный оператор, в роли которого выступает АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКООЛО). Соглашение, заключенное в 2019 году, подразумевает, что оператор будет организовывать сбор, обработку и утилизацию отходов в течение десяти лет.

В правительстве Ленобласти объяснили необходимость усилить контроль вызвана тем, что магазины, кафе, частные детские студии и салоны красоты не всегда заключают договоры на вывоз мусора, а пользуются контейнерами, которые предназначены для обслуживания физлиц. Это приводит к тому, что контейнеры быстрее наполняются, кроме того, за их обслуживание платят местные жители.

Если бизнес не заключает соответствующий договор, ему грозит штраф, сумма которого для ИП составляет до 50 тыс. рублей, для юрлиц – 250 тыс. рублей либо предприятие будет вынуждено приостановить деятельность на 90 суток.

Реформа

Евгений Крылов, генеральный директор гатчинского ООО «Эко-точка», которая специализируется на организации раздельного сбора отходов, выразил свое возмущение нововведениями в комментарии для АБН. «Это и есть произвол. Между строк там написано, что договор должен быть заключен только с региональным оператором и только по нормативу. Другие условия и контрагенты не котируются. Еще резануло то, что этот контроль они хотят распространить не только на ТКО, которыми по закону занимается региональный оператор, а на все отходы, это уже ни в какие рамки не лезет», – считает предприниматель.

По мнению Евгения Крылова, новые правила не смогут уменьшить числа свалок. Также он рассказал, что тариф на утилизацию ТКО для регоператора составляет порядка 843 рублей за один кубический метр, на остальные виды мусора тариф не установлен.

«И какую вы думаете цену региональный оператор дает юридическим лицам за вывоз, например, строительных отходов? 3100 рублей за кубометр! … обдирают тех, кого еще можно ободрать», – заявил собеседник АБН.

Евгений Крылов / vk.com/ewgeny.krylov

Мусорная реформа в Ленобласти стартовала два с половиной года назад. Подводя итоги двух лет работы в этом направлении в апреле 2021 года, губернатор Александр Дрозденко, что сферу оборота отходов удалось упорядочить.

«Навели порядок не только в деревнях и поселках, но и в садоводствах, и в ДНП, и на рынке перевозчиков», – так подытожил двухлетний период реализации реформы глава региона.

Губернатор рассказал о разработке единого стандарта для площадок накопления ТКО, которая на момент подведения итогов проходила согласование. Также в регионе появились и заработали сортировочные станции для раздельного сбора. Ожидается, что эта инициатива получит положительный отклик от местных жителей и предпринимательства и будет масштабирована на все районы Ленинградской области.

Власти региона собираются завершить мусорную реформу к 2030 году. В рамках ее реализации планируется создать прозрачную систему обращения с отходами, в которой не будет места «теневым перевозчикам» и произвольным тарифам на вывоз мусора. Вместо проведения захоронения мусора, его будут перерабатывать, будет решена проблема незаконных свалок – такие цели ставит региональное правительство.

По словам Евгения Крылова, сфера переработки и утилизации отходов в Ленинградской области показывает тенденцию к монополизации, и малому бизнесу практически не удается не только расшириться, но и вообще существовать.

«Бизнеса в сфере вывоза мусора уже больше нет», – рассказывает свое мнение глава «Эко-точки».

ООО «Эко-Точка» организована в 2010 году Евгением Крыловым, его супругой и родителями на на базе структурного подразделения ООО «Лада-Сервис», которое занималось доильным оборудованием с середины 2010-х годов, согласно данным из открытых источников. Затем семейный бизнес решили реструктуризировать, и основным видом деятельности стал сбор отходов. Переняв опыт западных коллег, Крыловы в 2010 году заказали из Германии в Гатчину первую партию контейнеров для раздельного сбора, специализированный автомобиль прибыл из Финляндии. По данным ЕГРЮЛ, выручка «Эко-точки за 2020 год превысила 120 млн рублей.

«В 2019 году Александр Дрозденко наградил меня знаком и званием «Почетный предприниматель Ленинградской области». В 2020 же году меня на своей машине ограничили в передвижении на полигоне «Новый свет – Эко» и вызвали ОБЭП, написав заявления на меня за самоуправство», – рассказал Евгений Крылов.

Тонкости сбора

Как объяснила АБН руководитель экологического движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская, региональный оператор «УКООЛО» занимается только ТКО. Остальные виды мусора в Ленобласти собирают, обрабатывают, утилизируют частные предприятия. При этом бизнес, который производит разные виды отходов, на каждый из них должен заключить по отдельному договору с оператором.

Татьяна Нагорская / Фото: Baltphoto

«Проблема заключается в том, что юрлица, которые находятся в жилых домах, обычно производят отходы, приравненные к коммунальным. И платят за вывоз отходов по они нормативу, согласно метражу и другим критериям. А со стартом мусорной реформы тарифы на услуги заметно выросли», – объяснила эксперт.

Екатерина Морозова, предприниматель из Соснового Бора, основатель сети магазинов канцелярии и товаров для творчества «Савва», рассказала, что на всех точках компании мусор разделяют, исключение составляют только бытовые отходы, разделению не подлежащие. Однако, эта инициатива реализуется по собственному желанию, никаких субсидий за это со стороны властей или мусорных операторов не предоставляется. При этом, напомним, власти говорили о намерении получить отклик на реализацию мусорной реформы и раздельный сбор мусора.

«При этом на каждый вид отходов нужно оформлять отдельные паспорта. Это выливается не только в бюрократические издержки, на которые тратится большое количество времени сотрудников, но и в ощутимые финансовые расходы», – рассказала предпринимательница.

Также Екатерина Морозова подтвердила слова других собеседников АБН о том, что с начала мусорной реформы тарифы на вывоз мусора сильно взлетели – в два-три раза.

Дмитрий Лавров, соучредитель представительства в СЗФО сети салонов красоты Paul Mitchell, рассказал, что производство компании находится недалеко от Гатчинской свалки, поэтому роста тарифов на утилизацию он не ощутил.

«Но партнеры и товарищи давно взвывают по поводу дороговизны услуг мусорных операторов, а делать это нелегально выйдет еще дороже из-за штрафов. В конечном итоге это приведет к повышению выходной цены на продукцию, вне зависимости от того, что вы производите: товары или услуги. А за последние полгода цены взлетели абсолютно на все. Российский предприниматель уже ко всему готов: слабые умрут, а сильные поднимут цены и будут работать дальше. Выживут только сильнейшие», – подытожил бизнесмен.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров