Астраханская область. Российский кинорынок с надеждой ждет легализации параллельного импорта. Такой механизм уже существует, но к кинопрокату пока не применяется. В октябре стало известно, что Минпромторга РФ допускает такую возможность. Корреспондент АБН-Астрахань пообщалась с руководством астраханского киноцентра «Большое кино» и узнала, каким для отрасли выдался 2022 год и чего ожидать в ближайшее время.
Фото: АБН-Астрахань / Марина Мирина
По словам директора киноцентра Анны Григорян, российское кино уже на протяжении трех лет в кризисном положении. Сначала по отрасли сильно ударила пандемия, кинотеатры закрылись на полгода.
«И тут новая волна – санкции Запада. В одночасье прокат обвалился на 80%», — рассказывает Анна Григорян. – Третьего марта должен был выйти «Бэтмэн», часть билетов была продана. А накануне нам говорят, что все уходят».
Этот, 2022 год должен был стать пиковым и даже эпохальным с точки зрения кино, говорят эксперты. «Бэтмэн», «Морбиус», Доктор Стрэндж: в мультивселенной безумия» — это крупнейшие мировые проекты, которые потерял российский кинопрокат. Целые поколения, которые растут на американских фильмах, просто перестали ходить в кино.
«Дневная выручка была низкой. Такого никогда не было», — делится менеджер по росписи фильмов КЦ «Большое кино» Людмила Свиридова. – Многие вообще решили, что, раз ушло американское кино, кинотеатры закрылись. Но мы работали и работаем!»
В разы подорожало оборудование. Лампа на восемь залов, рассчитанная на полтора месяца службы, взлетела в цене с 30-50 до 120 тысяч рулей.
«Лето было очень тяжелым. Сейчас становится лучше. Во-первых, похолодало – молодежь проводит время в торговых центрах и заходит в кино. Все-таки кино, я считаю, — один из самых дешевых способов досуга», — поясняет директор киноцентра. – Во-вторых, люди осознали наконец, что кино есть, кино работает. Мы немного ограничили площадь – кассу соединили с баром. Но пока держимся. Именно держимся, не зарабатываем. В копилке ничего не остается – работаем практически по нулям. Лишь бы кинотеатр остался жив».
Кстати, выручает бар – здесь до сих пор продают «санкционку». В свое время киноцентр закупил большими партиями товара, которые сегодня уже не найти в супермаркетах.
«Люди спускаются в «Окей» — там нет «Coca-Cola», там нет «Pringles». А в «Большом кино» есть», — рассказывает Анна Григорян.
Все это время руководство КЦ не сидело сложа руки. Начали привлекать молодежь. Людмила Свиридова обошла все школы и лицеи в микрорайоне.
«Я дошла до каждого завуча по воспитательной части. Мы договорились, что подстроимся под любой сеанс, откроем любой зал», — рассказывает Людмила Николаевна. – Сразу откликнулась школа №1. И третьего ноября к нам пришли школьники на фильм «Петр I: Последний царь и первый император». Мы сделали им скидку – 150 рублей за билет. Ребята, выходя из зала, говорили «спасибо». Потом захотели другие школы, зритель с улицы тоже пошел. Весь месяц у нас целевые сеансы, мы даже продлили прокат».
Фильмов много – до 23 в день. Каждый четверг начинается новая прокатная неделя. Причем это не только российское производство, но и Европа, Азия.
«Да, ушли акулы кинобизнеса: «Universal Pictures», «The Walt Disney Company», «Paramount Pictures», «Sony Pictures» и «Warner Bros.». Но осталось независимое кино», — подчеркивает Людмила Свиридова. – Российские компании закупают на зарубежном рынке все те же американские триллеры, ужасы, детективы. Да и в нашем сегменте было много удачных выстрелов в этом году: «Сердце Пармы», «Грозный папа», «Красная шапочка».
Еще одна проблема российских киноцентров – отсутствие рекламы, поделились собеседники. Крупнейшие компании – такие, как «Universal» — выделяют миллионы на пиар и продаются суперуспешно. Сувенирная продукция, видео-анонсы, картонная реклама. Сегодня некоторые стенды приходится печатать самим, чтобы люди знали, что можно посмотреть.
«В лучшие времена мы зарабатывали миллионы. Например, «Человек-паук» в свое время принес нам около пять млн. рублей. В новогодние праздники мы поднимали по десять миллионов – причем исключительно на российских фильмах», — рассказывает Анна Григорян. – Сейчас тоже не худшие времена – выручка выросла в несколько раз. Но ведь половину мы отдаем компаниям, которые дали нам эти фильмы на прокат. Так и работает эта система – 50 на 50. Бюджет «Форсажа 10», например, уже на 70% превысил бюджет предыдущей части – девятый сняли за 200 млн. долларов, десятый за 340 млн. Они ведь должны эти деньги отбить и еще сверху заработать».
Сейчас все надежды кинобизнес возлагает на легализацию параллельного импорта. В таком случае российские кинотеатры смогут рекламировать и показывать голливудские фильмы. Схема будет работать так же, как сейчас это происходит с иностранными авто: официально дилеры ушли, но машины приходят через третьи страны. Да, дороже, но они есть.
«Сейчас все кинотеатры в России в одинаковом положении. Мы верим в лучшее. Русский народ найдет выход из любой ситуации», — добавили спикеры.
Отметим, что параллельный импорт – это временная схема на 2023 и 2024 годы. Применение этого механизма к кинопрокату сегодня всерьез рассматривают в Правительстве России. Но в случае, если система заработает, ее также стоит ограничить сроком на два года, отмечают в Минпромторга.