В России стартует Автоматизированное налогообложение для бизнеса

В четырех регионах России летом 2022 года запустят в качестве эксперимента Автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Новый режим рассчитан на юрлиц и ИП со штатом до пяти сотрудников и годовым доходом до 60 млн рублей. Предприниматели объяснили, каких доработок требует принятый Госдумой законопроект. 

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект об «Автоматизированной упрощенной системе налогообложения» (АУСН). Новый налоговый режим в тестовом режиме начнет действовать 1 июля в Москве и Подмосковье, а также в Калужской области и Татарстане. Эксперимент продлится до 2027 года. Кроме того, его масштабируют на Санкт-Петербург с 2023 года. По состоянию на сентябрь 2021 года, в России было зарегистрировано 3 621 580 ИП, свидетельствуют данные Федеральной службы информации. Значительная часть из них смогут перейти на новую систему налогообложения.

АУСН рассчитана на юрлиц и ИП, в штате которых не более пяти сотрудников, а годовой доход составляет не более 60 млн рублей. Для участия в эксперименте вновь зарегистрированным налогоплательщикам необходимо будет подать специальное уведомление через банк, в котором предприятие обслуживается. При этом в программе участвует ограниченное число банков, их перечень опубликован на сайте ФНС. Уведомление можно подать в электронном виде в течение 30 дней с момента регистрации в налоговой. 

Предполагается, что новая система позволит избавить бизнес от необходимости подавать декларации, размер налога будет рассчитан инспекторами на основании данных. Информация в налоговый орган будет поступать автоматически с кассовой техники, от банка, а также от сведений, указанных предпринимателем в личном кабинете при подаче уведомления. 

Остались не у дел

Изначально бизнес настаивал на том, чтобы избавиться от лишних объемов отчетности, напоминает Наталья Горячая, юрист, основатель сервиса «Делаем бизнес вместе».

«Например, по зарплате можно было бы сдавать один отчет раз в квартал, сведя туда все нужные государству данные, – объясняет собеседница АБН. –  Вместо этого предложили режим АУСН, который подходит маленьким компаниям и ИП».

Эксперт отмечает, что автоматическая система – это тестирование некой гипотезы и, возможно, этот режим будет распространен на большее количество субъектов бизнеса. Однако когда это случится, пока неизвестно, а со сложностями предприниматели сталкиваются уже сегодня. 

«Мы опять ходим по кругу: спасаем маленький бизнес, не думая о малом и среднем, – продолжает Наталья Горячая. – У нас большая дыра между любым спецрежимом и общей системой налогообложения. Отсюда дробление, отсюда «бумажный НДС», отсюда столько проблем у бизнеса с налоговыми органами». 

Юрист подчеркнула, что лучшим решением станет не «загонять» бизнес в микро-среду, как это делает экспериментальная налоговая программа. Необходимо «разгонять» малый и крупный сектор, в котором задействовано больше сотрудников, и который приносит более ощутимую пользу ВВП страны, а также несет более ощутимую социальную нагрузку. 

Хорошая идея

Основная идея АУСН заключается в том, чтобы заменить все основные налоги, которые платит сегодня предприниматель, единым налогом с оборота, объясняет Лялья Садыкова, владелица сети салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди», а также общественный омбудсмен Ассоциации индустрии красоты.

«Упростить жизнь предпринимателя отсутствием сдачи лишней отчетности – идея хорошая, – оценила эксперт. 

Текущая налоговая нагрузка, по мнению Ляльи Садыковой, является неподъемной для малого бизнеса. В частности, для «человекоемкой» отрасли красоты, где 100% доля ручного труда – есть потолок, который никакими технологиями «не пробить». Омбудсмен при этом отмечает, что попытки искать и находить решения по снижению налогового бремени на бизнес со стороны властей все же не могут не радовать. 

«Ведь любое снижение налогового бремени ведет к обелению бизнеса и росту зарплат, – констатировала предпринимательница. – А это и снижение социальной нагрузки с государства».

Расширить критерии

Чтобы увеличить эффективность эксперимента важно увеличить порог оборота до 120 млн и изменить критерий по персоналу до 25 человек, предлагает Лялья Садыкова.  В этом случае АУСН можно будет рассматривать для ООО как альтернативу патенту у ИП (вместо ЕНВД).

Лялья Садыкова / Фото: аппарат бизнес-омбудсмена

«Нужно понимать, что много бизнеса сейчас в тени, – подчеркнула бизнес-омбудсмен, – потому что взносы, налоговая нагрузка высоки и несоизмеримы с доходами. Рентабельность бизнеса очень низкая. 

Но и при этом режиме остается НДФЛ, который на сегодня составляет 13%, а при имеющихся 4 и 6% налога для самозанятых это в сравнении много. Молодое поколение Z, которым интересно жить здесь и сейчас, возвратами НДФЛ не замотивировать, считает Лялья Садыкова 

Новый режим обещает освободить малый бизнес от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за себя и сотрудников. Также ожидается, что предприниматели смогут сэкономить на автоматизации ведения бухгалтерской отчетности.

Однако, напоминает Лялья Садыкова, опыт показывает, что ожидания расходятся с реальностью. При реализации подобных проектом предприниматели сталкивались с бюрократией и неповоротливостью системы. 

«В любом случае целевая аудитория у этого режима найдётся. Жаль, что пока не в нашей отрасли», – заключила предпринимательница.

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров