Закрыть

Ожирению – стоп: идеи Дмитрия Давыдова дошли до Минсельхоза

Министерство сельского хозяйства РФ отреагировало на инициативу автора проекта «20 идей по развитию России» Дмитрия Давыдова по борьбе с вредными продуктами питания на прилавках. Эксперты приветствуют идею с маркировкой упаковок и не видят каких-то серьезных рисков для пищевой промышленности страны при ее масштабной реализации.

Проблема ожирения в России

О проблеме ожирения и лишнего веса среди россиян наглядно свидетельствуют данные Росстата. Еще в 2018 году каждый пятый житель страны старше 19 лет страдал ожирением, а у 40% россиян наблюдался избыточный вес. За последние годы ситуация лучше не стала. В ВОЗ также обозначают эту проблему как глобальную пандемию.

Как рассказывало АБН, Дмитрий Давыдов предлагает решить проблему с учетом успешного зарубежного опыта. Начать рекомендуется с внедрения маркировки на лицевой стороне упаковок продуктов питания и снижения активности маркетинга нездоровых продуктов питания.

«Предлагаю в России на законодательном уровне сделать обязательной маркировку всех продуктов питания, содержащих повышенное количество сахара, насыщенных жиров, натрия и калорий. Предупреждающие этикетки должны быть крупного размера и размещены на лицевой стороне упаковки на видном месте», — подчеркивает автор проекта «20 идей».

Фото: pixabay

Ответ Минсельхоза

Инициатива Давыдова по борьбе с ожирением получила широкое освещение в российских сми, но в Минсельхозе настаивают на добровольной маркировке товаров. Как говорится в ответе ведомства (есть в распоряжении АБН), цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей разработана и используется Роспотребнадзором РФ с 2018 года.

«Данная цветовая индикация является добровольной и предназначена для обеспечения возможности предоставления потребителю более детальной и наглядной информации о содержании в ней отдельных веществ», — говорится в ответе департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза.

Все обязательные требования к маркировке пищевой продукции на сегодняшний день установлены в техническом регламенте Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». В этом регламенте закреплено, при каких показателях на товаре можно написать «низкое содержание», «отсутствует» или «высокое содержание», в том числе в отношении насыщенных жирных кислот, сахара, натрия и калорийности.

Но Дмитрий Давыдов уверен, что перекладывание всей ответственности за оценку вредности продукта на покупателя не позволяет снизить потребление вредной пищи. Он выделяет несколько причин в поддержку своей позиции. Во-первых, негативное влияние на организм того или иного компонента продукта может установить только профессионал и обычного чтения этикеток здесь недостаточно.

Во-вторых, как добавляет автор проекта «20 идей», к продуктам питания не предъявляется возрастное ограничение, поэтому под влияние вредной пищи легко поддаются дети и подростки. В результате у них закрепляются неправильные вкусовые привычки. В-третьих, большая часть покупателей в принципе не изучают состав и калорийность покупаемых продуктов. Рекомендациям Роспотребнадзора о цветовой маркировке следует очень малая часть производителей.

Фото: pexels

Экспертное мнение

Инициативу с яркими маркировками находят эффективным инструментом в борьбе с засильем вредной еды и в экспертном сообществе.

«Инициативу с яркими маркировками я нахожу уместной, в некоторых случаях она сработает и даст позитивный результат. Но чтобы люди могли покупать здоровые продукты, надо также брать в расчет покупательную способность населения. Даже если много калорий и сахара, но на другой товар не хватает, то здесь уже некуда деваться», — объясняет АБН доктор экономических наук, экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ Леонид Холод.

В свою очередь автор «20 идей» подчеркивает, что никакого негативного влияния на физический объем производства, рабочие места и заработные платы при введении обязательной маркировки продуктов питания в других странах не наблюдалось. Экономист соглашается с мнением о том, что пищевая промышленность РФ способна безболезненно перестроиться на новые стандарты в случае их введения.

Как добавляет Леонид Холод, некоторая часть производителей уже печатают маркировки даже без административных решений. По его словам, для пищевой промышленности процессы стандартизованы и сложностей здесь нет, речь идет просто о типографическом изменении, когда на упаковке выделяются условный квадрат или прямоугольник.

Фото: pexels.com

Фактор законодательной поддержки

Пока же получается, что имеющихся мер недостаточно и законодательству требуется ужесточение в части маркировки. По крайней мере опыт Чили, Бразилии, Мексики, Перу, Уругвая, Аргентины и Израиля говорит об эффективности подобных мер.

Конечно, законодательные ограничения в разных странах могут отличаться, но все они преследуют одну цель – снижение проблемы лишнего веса, в первую очередь среди детей. Способ можно назвать эффективным еще и потому, что согласно исследованиям ученых, именно избыточный вес в детстве чаще всего приводит к ожирению во взрослом возрасте.

Дмитрий Давыдов обращается к Минсельхозу с просьбой пересмотреть позицию и выступить инициатором введения обязательной предупреждающей метки на лицевой стороне упаковки всех продуктов питания с высоким содержанием натрия, сахара, жиров и калорий, а также ограничения рекламы таких продуктов, в первую очередь для детской аудитории.

«Такой шаг станет эффективной мерой в реализации «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года», — уверен автор «20 идей».

Если государство обратит внимание на предложения Дмитрия Давыдова, то российские потребители окажутся в выигрыше. Судя по опыту других стран, результат от таких мер не заставит себя ждать и в ближайшие годы здоровье россиян может начать улучшаться.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров