Сегодня получить денежный заем можно даже без посещения отделения банка. Вместе с тем, что процесс упростился, он сопровождается рисками – паспортными и другими данными клиента банка все чаще пользуются мошенники. О том, как обезопасить себя от действий злоумышленников – в материале АБН.
Один из рисков, связанный с финансовыми займами, который могут незаконно оформить третьи лица, связан с потерей смартфона. В этом случае прежде всего следует заблокировать сим-карту, чтобы потенциальные злоумышленники не смогли воспользоваться онлайн-банком и оформить кредит через приложение.
Важно, что многие финансовые организации включают в договор пункты, согласно которым банк снимает с себя ответственность в ситуации потери смартфона клиентом либо передачи устройства «неуполномоченным лицам». Если заем оформляется из мобильного банка клиента финансовой организации, считается, что кредит взял он сам.
Другой вариант стать жертвой мошенников из-за гаджета связан с смс и другими электронными рассылками, а также телефонными звонками, в которых говорится об уже одобренном кредите в том или ином банке. Номер телефона потенциальной жертвы зачастую попадает в руки злоумышленников из-за «слива» в сеть баз данных финансовых организаций. Клиент банка получает звонок или сообщение с предложением о кредите, затем мошенники могут обманным путем получить данные о счете или банковской карте.
Если говорить о «сливе данных», для получения кредита мошенникам достаточно заполучить только фото либо скан паспорта. Многие микрофинансовые организации выдают займы удаленно, чем нередко пользуются злоумышленники. То же самое касается и ситуаций с потерей документа, который может попасть не в руки мошенников. Чтобы решить ситуацию в свою пользу, жертве в подобных случаях может потребоваться юридическая помощь.
Технически жертвой мошенников может стать любой человек, когда либо оставлявший информацию о себе в интернете: в соцсетях, при регистрации в маркетплейсах, интернет-магазинах и прочих сервисах. Хакеры часто взламывают базы данных, сообщения о таких случаях регулярно появляются в новостных лентах.
При том, что банки тщательно проверяют данные клиентов, оформляющих кредит, мошенники находят способы обойти проверки. Причиной, в том числе, является сотрудничество финансовых организацией с компаниями-посредниками, которые проводят проверки на поверхностном уровне.
Специалисты Роскачества собрали несколько советов, следуя которым можно снизить шансы попадания персональных данных к мошенникам и другим третьим лицам. Например, при получении подозрительных звонков рекомендуется сразу класть трубку – мошенники могут использовать в своих целях даже запись с голосом жертвы. Отвечать на смс от банков также не следует, как и сообщать кому-либо код-пароль, направляемый банком при проведении операции.
Эксперты также предлагают рассмотреть возможность использования услуги «Виртуальный номер», которую предоставляет большинство сотовых операторов. С помощью такой функции можно регистрироваться на сайтах и в приложениях без использования настоящего номера.
В случае же потери паспорта либо другого документа нужно как можно быстрее обратиться в полицию с соответствующим заявлением. Сканы документов, отправленные в электронном виде, не рекомендуется оставлять в памяти телефона, а также в переписке. Для защиты смартфона специалисты советуют пользоваться двухфакторной аутентификацией.
Наконец, следует периодически проверять собственную кредитную историю, сделать это можно в БКИ. Дважды в год такая услуга предоставляется бесплатно.