«Лукойл» подписал соглашение с дочерними предприятиями британско-нидерландской компании Shell. Приобретение соответствует стратегии развития «Лукойла» и поможет сохранить рабочие места сотрудников Shell. Однако сделка пока не получила одобрения ФАС. О том, как сделка отразится на ценах на бензин, рассказал к беседе с АБН эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
Покупка «дочки» Shell, вероятнее всего, не повлияет на общую конъюнктуру рынка, прогнозирует эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. В том числе, это касается изменения розничных цен на бензин, при этом у «Лукойла» появится возможность расширить свою сеть и укрепить позиции и, возможно, улучшить качество продукции.
«С другой стороны, сделка могла бы привести к снижению конкуренции, но в данном случае подобное влияние останется на минимальном уровне, – считает эксперт. – Это объясняется иными факторами влияния на стоимость бензина».
Цены на рынке сегодня диктуются уровнем предложения, спросом, а также фискальной нагрузкой на отрасль, пояснил собеседник АБН. Уровень конкуренции же отходит на второй план в контексте ценообразования.
Если оценивать об опасности монополизации рынка, она практически отсутствует, учитывая степень зарегулированности со стороны контролирующих органов. Резких скачков цен ни в одну сторону не стоит.
«Федеральная антимонопольная служба внимательно следит, чтобы цены оставались в рамках инфляции, – продолжил эксперт, – сейчас рост цен на бензин ниже инфляционных показателей».
Учитывая объемы предложений на внутреннем рынке, скачкообразного роста цен на топливо, подчеркнул Андрей Гордеев, как это происходило, например, с продуктами и с техников. Такой прогноз относится к ближайшим месяцам, добавил эксперт.
Что касается возможности удешевления бензина, этого можно ожидать только в отношении отдельных предложений, чтобы стимулировать покупательский спрос.
«На фоне происходящего с начала года, цены могут уменьшиться не более чем на рубль-полтора. Более заметные снижения, если и случатся, то будут носить временный характер», – отметил аналитик.
Из-за изменения курса доллара, российские нефтяные компании получат меньше компенсации по демпферу, добавил Андрей Гордеев, поэтому для покрытия собственных расходов они не будут снижать цены на бензин в ближайшее время. Кроме того,по мнению эксперта, в более долгосрочной перспективе можно ожидать определенного роста цен – у АЗС увеличатся затраты на эксплуатацию, профилактику техники, а оборудование для этих целей импортируется из-за рубежа.