Специалисты Всемирного Банка (ВБ) в новом отчете спрогнозировали заметное падение доходов государств Средней Азии и Закавказья. Ситуацию осложняют проблемы с переводом денег из России. Если экономический кризис надолго снизит доходы россиян, они могут занять рабочие места, которые освободят гастарбайтеры из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и других стран.
В новом прогнозе ВБ «Миграция и развитие» аналитики сообщают о рисках падения доходов стран Средней Азии и Закавказья в связи со сложностями, возникшими с денежными переводами из России после введения санкций.
Проблема действительно будет стоять остро, считает кандидат экономических наук, завсектором Лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. Ломоносова Ольга Чудиновских. Это обусловлено снижением уровня развития российской экономики в масштабах, спрогнозировать которые пока сложно, отметила эксперт.
«Мы еще не прошли самый острый период «турбулентности», и точка, из которой начнется восстановление экономики страны, пока не определена», – добавила экономист.
Сила трудовых мигрантов была востребована во многих отраслях российской экономики. В свою очередь переводимые из РФ средства играли важную роль в поддержании уровня жизни в таких странах, как Киргизия, Молдова и прочих, подчеркнула собеседница АБН.
«В некоторые годы в Киргизии переводы средств из-за рубежа составляли до трети от ВВП страны. Преимущественно переводы поступали из России. Население многих стран окажется в очень сложном экономическом положении, лишившись такого важного источника дохода», – прогнозирует Ольга Чудиновских.
Большинство граждан среднеазиатских стран было ориентировано именно на получение работы в России. В условиях отсутствия альтернативных рынков для использования труда мигрантов, переориентироваться на другие страны им будет крайне тяжело, уверена кандидат экономических наук. Для перенаправления потоков трудовых мигрантов может потребоваться около полутора лет.
«Сложная экономическая ситуация в России приведет к еще более тяжелым последствиям в странах, откуда преимущественно приезжали трудовые мигранты», – сообщила эксперт.
В большей степени среди стран Средней Азии трудности могут затронуть Киргизию и Таджикистан, предположила Ольга Чудиновских. Узбекистан, благодаря внутриэкономической политике, возможно, окажется в более устойчивом положении.
Как сократится спрос на труд мигрантов в России, прогнозировать пока рано, заявила экономист. Однако уже наблюдаются признаки сокращения активности в отраслях, в которых преимущественно заняты гастарбайтеры, например, в строительстве и сфере услуг, эти процессы могут усугубиться в будущем.
При этом вакансии, на которые в основном претендуют рабочие-иммигранты, не являются востребованными среди граждан России. По словам Ольги Чудиновских, интерес к таким рабочим местам будет зависеть от того, до какого уровня снизятся доходы россиян.
«Во время ковидных ограничений мигранты массово уезжали домой, и россияне тогда не заняли их рабочие места. Потому что было известно, что рано это временно», – напомнила экономист.
Если временной горизонт станет бесконечным, а реальные доходы значительно снизятся до критического уровня, вероятно, россияне будут активнее претендовать на рабочие места, ранее занимаемые трудовыми мигрантами.