Российским ретейлерам могут временно отменить ограничение по доле рынка, согласно которому на одну сеть не должно приходиться более 25% товарооборота. Такая мера может привести к монополизации рынка и привести к закрытию небольших региональных игроков.
Российское правительство собирается отменить ограничение, согласно которому ретейлер не может превышать уровень 25% по товарообороту на определенной территории. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, эта мера облегчит сетям приобретение долей в покинувших РФ иностранных компаниях.
«В текущих условиях такой барьер может помешать оперативной перестройке бизнеса, привести к временным трудностям на различных товарных рынках», – добавил председатель правительства.
Ранее с аналогичным предложением выступил Минпромторг, эксперты еще в начале мая предположили, что теперь приобрести финскую сеть Prisma сможет X5 Retail Group. Такая сделка может стать причиной монополизации рынка, считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
На долю топ-10 продовольственных ретейлеров в Санкт-Петербурге приходится, по данным INFOLine, более 80% розничного товарооборота в сегменте продуктов питания. X5 Retail Group, по словам эксперта, занимает доминирующую долю рынка, по закону о регулирования потребительского рынка, магазинов открывать сеть не должна.
«Несмотря на закон, сеть открывала новые торговые площади в течение 2021 года, – напомнил аналитик. – Теперь правительство намерено сделать исключение, чтобы X5 Retail Group выкупил часть финской компании».
Однако это даже изменение закона на фоне угрозы барьера, который помешает рынку оперативно перестроиться, возникает вопрос, почему на месте закрывшихся финских супермаркетов должны открываться именно магазины X5 Retail Group, обратил внимание Иван Федяков.
«Почему не дать возможность открыться «Ленте», «Магниту», не говоря о большом количестве местных региональных сетей, которые еще не закрылись на фоне последних событий, например «Л’Энд».
Принятие решения об отмене ограничений по доле рынка, по мнению главы INFOLine, происходит в рамках подстройки под возможную сделку X5 Retail Group, однако о целесообразности здесь говорить не приходится. Закрытие финской сети могло бы открыть новые возможности открытия и развития для других компаний, которые могли бы составить конкуренцию крупным игрокам.
«Когда мы все отдаем в «одну калитку», потом не нужно задаваться вопросом о том, что нам делать с производителями, которых нет, – рассуждает аналитик. – Их не будет, потому что в условиях контроля 30-40% рынка одним игроком он становится безальтернативным, и ему даже не нужен контроль надо всем рынком».
Безальтернативность в конечном итоге приведет к тому, что средний производитель не сможет не работать с таким ретейлером, потому что не сможет выполнять свои производственные планы без крупнейшего игрока, объяснил Иван Федяков.
Решение Кабмина негативно повлияет и на потребительский рынок, и на рынок производства продуктов питания, прогнозирует эксперт. Причем эффект для покупателей будет отложенным, сначала потребителя обрадуют новым, чистым магазином, например «Перекрестком», считает собеседник АБН.
«С точки зрения развития «Перекресток» проделал большой путь, магазине получился конкурентоспособным, эффективным, новые открытия обрадуют покупателей», – добавил аналитик.
Но по истечение определенного времени X5 Retail Group не посчитает нужным его обновлять, предполагает Иван Федяков. Это связано с тем, что нет конкурентов. Обновление и совершенствование нужно, когда существует риск оттока покупателей.
Возможно, ограничение доли рынка в продуктовом ретейле должно было стать предметом дискуссии с экспертами, отметил спикер. Потому что ограничение в 25% не гармонизирована с российским законодательством, а была под копирку списана с английского законодательства, заключил Иван Федяков. А проект закона, вероятно, был составлен неким западным консультантом. Обсуждение же норматива позволило бы привести ограничение к более комфортному для рынка и эффективному виду.
Напомним, о возможной покупке X5 Retail Group сети магазинов Prisma АБН сообщало в начале мая.