В министерстве труда и социальной защиты РФ отреагировали на предложения автора проекта «20 идей по развитию России» Дмитрия Давыдова, которые должны снизить уровень молодежной безработицы в стране. О пользе вовлечения подростков в трудовую деятельность говорят и эксперты.
Безработица и «дуальное» образование
Идеи Дмитрия Давыдова по улучшению условий для интеграции подростков в рынок труда АБН подробно рассматривало в предыдущем материале. Как показывает статистика, проблема безработицы среди молодежи остается острой еще с 2010-х годов, а сотни тысяч молодых россиян ежегодно начинают работать не по специальности или вообще остаются без работы.
Переломить ситуацию можно, уверен автор «20 идей». В основе его подхода лежит система так называемого «дуального» образования, когда обучение идет не только в школе, но и на рабочем месте. Многие развитые страны уже не первый год таким образом успешно вовлекают подростков в профессиональную деятельность, благодаря чему безработица среди молодежи там находится на минимальных отметках.
«Для предпринимателей появляется больше возможностей найти талантливых и трудолюбивых молодых людей в тех сферах, где закон разрешает им работать. Подростку это даст возможность попробовать свои силы еще раньше, чтобы увеличить уровень или количество приобретаемых навыков», — объясняет Дмитрий Давыдов.
В экспертном сообществе идеи автора «20 идей» также находят «нужными и полезными». Такое мнение в разговоре с АБН выразил профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков.
«Ситуация, когда подросток получает практические знания, сочетаемые с его профессиональным обучением, является нужной и полезной. Подобные условия для вовлечения подростков в трудовую деятельность можно назвать благоприятными. Подходы здесь могут отличаться, но приоритет, при этом должен оставаться за обучением», — сказал профессор.
При поддержке инициатив на законодательном уровне, как добавляет эксперт, меры Давыдова способны дать результат в сжатые сроки. Важно отметить, что первый шаг в этом направлении уже сделан. Департамент занятости населения и трудовой миграции Минтруда в середине мая рассмотрел предложенную инициативу.
Ответ Минтруда
В своем ответе автору «20 идей» ведомство обращает внимание на «Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года», принятую в конце прошлого года. В рамках этой программы власти намерены знакомить молодых людей с работой российских предприятий, способствовать их практическому обучению и предпринимательской активности. Трудоустройство и профессиональное обучение молодежи власти готовы субсидировать.
Дмитрий Давыдов в ответной реплике дает позитивную оценку новой программе, не исключая сокращения уровня молодежной безработицы в стране. Но при этом он подчеркивает, что речь идет в первую очередь о выпускниках вузов и колледжей, в то время как трудоустройство подростков в возрасте 14–18 лет рассматривается программой как временное или в качестве эксперимента.
Автор «20 идей» предлагает Минтруда сделать ряд конкретных шагов для расширения программы содействия занятости молодежи. Одной из таких мер, по его словам, должно стать освобождение работающих подростков 13–18 лет от взносов по социальному страхованию, а также от всех налогов, если доход не превышает двойного размера МРОТ.
«Для компаний, устраивающих на новые вакансии подростков 13–18 лет и обучающих их на рабочем месте, предоставлять субсидии в течение 6–12 месяцев при условии дальнейшего сохранения рабочего места или участия в социально значимом проекте», — добавляет Дмитрий Давыдов.
Поправки в Трудовой кодекс
Адаптация на рынке труда для молодежи также может проходить проще, но здесь нужна законодательная поддержка. Речь идет об изменениях в Трудовой кодекс, которые бы позволили выстраивать подросткам более гибкий график работы и снизили на один год возраст вступления в трудовые отношения.
В настоящее время, как подчеркивается и в ответе чиновников из Минтруда, самостоятельно устроиться на работу можно с 16 лет. С согласия родителей или опекунов работать с ограничениями можно и с 14 лет. Действующие нормы, как считают в ведомстве, направлены «на охрану здоровья и нравственности, предоставление возможности на образование и реализацию международного права».
Дмитрий Давыдов поддерживает эти ценности, но при этом ясно дает понять, что его инициативы не противоречат им. По его мнению, свободный график труда для подростков никак не ущемляет их безусловного права на образование. Что касается снижения возраста начала трудовой деятельности, то здесь показателен зарубежный опыт, доказывающий значимость подобных изменений в законодательстве.
«Ограничение перечня допустимых работ для определенного возраста является единственно правильной мерой для избежания злоупотреблений», — уверен автор «20 идей».
При поддержке на законодательном уровне идей Давыдова, выиграть могут все участники трудовых отношений. Работодатели смогут выучить кадры под свои потребности, подростки самостоятельно заработают первые деньги и получат ценный профессиональный опыт, а государство довольно скоро увидит результаты в борьбе с безработицей в молодежной среде.
Есть и косвенный эффект, который при этом не менее важен для развития российского общества. Массовое вовлечение в работу позволяет занять подростков и снизить остроту социальных проблем, характерных для этого возраста. Результатом подобных изменений может стать заметное снижение подростковой преступности в стране.