20 идей по развитию России

20 идей: как обеспечить российских подростков работой?

20 идей: как обеспечить российских подростков работой?

Фото: pexels

Привлечение школьников к работе в самых разных сферах уже давно стало нормой в развитых странах, но в РФ подобных программ не так много. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил изменения, которые смогут массово обеспечить российских подростков работой.

Безработица среди выпускников

Многие выпускники профессиональных училищ и техникумов в РФ часто сталкиваются с проблемами при трудоустройстве по специальности. Большинство работодателей требуют хотя бы минимального опыта работы, но только вышедшие на рынок труда соискатели обычно им похвастать не могут. Такая ситуация негативно сказывается на рынке труда среди молодежи.

Например, по данным Росстата за 2016 год, уровень безработицы среди выпускников училищ и техникумов первой половины 10-х годов оценивался в 320 тысяч человек или 11,7%. Еще 38% выпускников работали не по специальности. Получается, что больше миллиона молодых россиян не извлекли никакой практической пользы из своего образования. И ситуация в стране за последние годы лучше не стала.

Фото: pixabay

«Дуальное» образование за рубежом

Автор «20 идей» предлагает переломить ситуацию за счет внедрения опыт развитых стран, которые активно привлекают молодых людей, в том числе несовершеннолетних, на рынок труда. В первую очередь речь идет о таких странах как Швейцария, Германия, Австрия, Дания и Норвегия, где от 30% до 70% учащихся средних школ задействованы в трудовых отношениях. В основе подхода лежит система так называемого «дуального» образования, когда обучение идет не только в школе, но и на рабочем месте.

«Золотым стандартом» Дмитрий Давыдов называет швейцарскую модель, где на законодательном уровне закреплена система профессионального обучения. Региональные власти Швейцарии обязаны поддерживать трудоустройство подростков с базовым образованием.

Поддержка предоставляется и по линии бизнеса, для которого привлечение подростков становится выгодным. В итоге каждый третий швейцарский школьник уже с 14 лет получает практические навыки на рабочем месте, что позволяет подросткам стать востребованными специалистами уже к совершеннолетию. С 15 лет подросток может имеет право стать полноценным сотрудником по целому ряду профессий.

Похожие подходы используются и в Великобритании, где власти выплачивают деньги за каждого принятого на стажировку подростка в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, работодатель там освобождается от необходимости платить обязательные взносы за молодого сотрудника. Подобные меры позволяют бизнесу экономить существенные суммы даже при минимальной зарплате. Расходы на обучение и аттестацию начинающего специалиста государство также берет на себя.

Результат подобных подходов говорит сам за себя – молодежная безработица в этих странах находится на минимальных отметках и значительно ниже, чем в России.

Фото: pexels

В реалиях России

Первые попытки внедрить наработки развитых стран в России были опробованы в 2014 году. Но пока их сложно назвать масштабными – пилотный проект охватывает всего 2% студентов. Все остальные активности были разовыми или кратковременными. Дмитрий Давыдов предлагает подойти к решению проблемы системно, что потребует поддержки инициатив автора «20 идей» на законодательном уровне.

В первую очередь он предлагает снизить легальный возраст для вступления в трудовые отношения с 14 до 13 лет при согласии родителей или опекунов и с 16 до 15 лет при самостоятельном решении.

«Для предпринимателей появится больше возможностей найти талантливых и трудолюбивых молодых людей в тех сферах, где закон разрешает им работать. Подростку это даст возможность попробовать свои силы еще раньше, чтобы увеличить уровень или количество приобретаемых навыков», — уверен Дмитрий Давыдов.

Следующий шаг – это целевые субсидии для бизнеса, который устраивает на работу и обучает подростков. Дополнительно звучит идея освободить их от взносов по социальному страхованию и налогов, если доход не превышает двойного размера МРОТ. Автор «20 идей» также предлагает более гибко подходить к планированию времени работы подростков.

При поддержке инициатив на законодательном уровне меры Давыдова могут дать результат в сжатые сроки. Причем в выигрыше окажутся все стороны: подростки получат профессиональный опыт и заработают первые деньги, работодатели снизят издержки и подготовят кадры под себя, государство получит эффективный инструмент в борьбе с безработицей среди молодежи.

Есть и косвенный эффект, который не менее важен для развития общества. Массовое вовлечение в работу позволяет занять подростков и уменьшить остроту социальных проблем, характерных для этого возраста.

Новости партнеров