Москва. X5 Group собирается продать сеть гипермаркетов «Карусель» из-за ее низкой эффективности. Если на магазины найдется покупатель, ретейлер может направить вырученные средства на покупку объектов, которые ранее использовали западные компании, покинувшие Россию.
Фото: X5 Group
В 2019 году Х5 Group сделали заявление о том, что компания намерена отказаться от формата «Карусели», напомнил генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Преимущественно решение было обусловлено с низкой эффективностью работы сети в данном формате.
«За время эксплуатации этого формата торговли компания толком не смогла сделать с ним ничего хорошего, – заявил эксперт. – Даже с точки зрения управления сетью, «Карусель» фактически «висела» на балансе у «Перекрестка». Для сети супермаркетов, которые все-таки работают в ином формате, это было обузой, эффективного управления не получалось».
Своим решением 2019 года, по мнению аналитика, Х5 признала допущенные ошибки в развитии «Карусели» и признала, что исправить их уже не представляется возможным. Решение о изменении позиционирования либо закрытии стало очевидным и ожидаемым, считает собеседник АБН.
«На текущий момент осталось 28 магазинов сети, в течение 2021 года было закрыто 23 гипермаркета, – продолжил Иван Федяков. – по масштабам оставшиеся точки не слишком велики. Специфика формата карусели заключалась отчасти в ее нестандартности, площадь магазинов составляла менее 10 тыс. кв. м».
Стоит ожидать закрытия оставшихся 28 гипермаркетов «Карусель» до конца 2022 года, предположил глава INFOLine. Вероятно, X5 Group предпримет попытки найти покупателя на торговую сеть.
Кроме того, Совет Федерации на заседании, состоявшемся 8 июня, одобрил закон, который разрешает торговым сетям покупать или арендовать площади ушедших из России иностранных компаний, напомнил Иван Федяков. Решение отчасти нарушает закон о регулировании потребительского рынка. Действие поправки вступит в силе 15 июня и продлится до конца 2022 года.
Напомним, по действующему законодательству, для торговых сетей существует ограничение по покупке дополнительных площадей на территории одного региона. Доля одной торговой сети не должна превышать 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ.
«То есть сейчас X5 Group воспользуется представившейся возможностью, – прогнозирует эксперт. – Компания в этом сильно заинтересована, при этом ее возможности уже весьма ограничены: сейчас акционеры не смогут финансировать деятельность компании».
В ближайшее время ретейлер, по словам аналитика, может предпринять попытку продать торговые объекты либо землю под ними: сами магазины уже представляют значительно меньше интереса. Целью сделки может, в том числе, стать направление вырученных средств на финансирование покупок магазинов компаний, которые прекратили деятельность на территории России, заключил Иван Федяков.
Ранее аналитик прогнозировал, что X5 может выкупить российский бизнес финской торговой сети Prisma, и заявлял, что в случае реализации данного сценария российский продовольственный ретейл может ждать монополизация.