Москва. Выступая на открытии делового форума БРИКС, Владимир Путин сообщил, что в условиях санкционного давления растет сотрудничество России с предприятиями Китая, ЮАР, Бразилии и Индии. По словам президента, на российский ретейл-рынок смогут зайти индийские игроки. О каких именно торговых сетях идет речь, Владимир Путин не уточнил.
Фото: pxhere
Начав с очень скромных показателей, индийский ретейл за последние годы прошел значительную эволюцию, сообщила научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель направления по исследованиям Индии Института исследований развивающихся рынков Московской школы управления «Сколково» Лидия Кулик.
«Благодаря государственной политике и определенной доле протекционизма, в Индии ретейл получал приоритетное внимание, – продолжила эксперт. – Даже когда в страну относительно недавно пришли западные сети, для индийских производителей применялось строгое квотирование, обязательным было партнерство с местными игроками, контролировалась доля индийских производителей на полках».
В результате товары индийских компаний сегодня представлены во всех секторах и сегментах, особенно ярко это выражается в легкой промышленности. В частности, речь идет о производстве текстиля, товаров для дома, косметических средств, продовольственных товаров, отметила собеседница АБН.
«Существуют определенные особенности, в частности, с сезонностью одежды, но качество индийских товаров достигло высокого уровня во всех ценовых сегментах: от люкса до продукции, рассчитанной на широкого потребителя», – объяснила эксперт.
Приход индийских ретейлеров и производителей на российский рынок станет важным шагом для обеих сторон, подчеркнула Лидия Кулик. Ключевой задачей для зарубежных предпринимателей будет своевременное использование возможности занять освобождающиеся в России ниши.
«Нужно, чтобы партнеры не упустили эту возможность, как это случилось в 90-е годы, – добавила эксперт. – Сейчас условия складываются гораздо более благоприятно: там выросли более сильные и качественные игроки, которые закроют потребности российского рынка».
Замещение недостающего сырья и компонентов в России сегодня происходит за счет таких стран как Турция и Китай, однако встроиться в освобождающиеся рынки могла бы и Индия. При этом необходимо уделить внимание проблемам транспорта и логистики, так как эти аспекты существенно увеличивают стоимость всех поставок из Индии.
«Индия производит всё и стремится стать новой «мастерской мира», заняв место в трансформирующихся цепочках поставок, пройдя огромный путь за последние десятилетия в плане роста качества, технологичности производимых товаров и расширения их ассортимента», – заключила спикер.
В случае заинтересованности бизнеса, поддержки со стороны российских властей, от прихода в страну индийского ретейла выиграет прежде всего отечественный потребитель. Для российских производителей Индия также могла бы стать важным партнером, обеспечив те сегменты, где российские компании по тем или иным причинам запаздывают».
Крупнейшим индийским ретейлером является Reliance Industries, около двух лет назад купившая бизнес у конгломерата Future Group. В результате сделки компания стала контролировать около трети офлайн-магазинов по всей стране. Помимо супермаркетов и магазинов шаговой доступности, Reliance владеет несколькими франшизами, в том числе в люксовом сегменте, а также в категории игрушек под брендом Hamleys.
Летом 2021 года Reliance Retail зарегистрировала предприятие «Релианс Ритейл Венчурс Лимитед» и объявил набор аналитиков, которые занялись бы исследованием российского рынка. По данным компании, в будущем в РФ будет открыто ее полноценное подразделение, также не исключается приобретение одного из местных игроков.