Москва. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) выступила с инициативой о снижении НДС на социально значимые продукты для сдерживания цен. Минпромторг считает, что предложение заслуживает внимания. Эксперты уверены, что в условиях монополизации рынка, существующего в РФ, инициатива несущественно отразится на ценах, а лишь позволит крупным игрокам рынка увеличить прибыль.
Фото: FreePik
В Минпромторге внимательно рассмотрят предложение АКОРТ о снижении НДС на социально значимые товары. Также ведомство заявило, что поддерживает рыночные методы по сдерживанию цен.
Рыночные и нерыночные методы регулирования цен сегодня понимаются достаточно широко, отметил эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев.
«Считается, что если ФНС будет следить за ценами и ограничивать их так, как это делается в странах с рыночной экономикой, это называют нерыночными отношениями», – разъяснил эксперт.
Дело в том, что в РФ розничная торговля не находится в ситуации так называемой совершенно свободной конкуренции, подчеркнул экономист, где игроки рынка работают на равных правах. Цена в указанных условиях складывается из уровней спроса и предложения на рынке.
«У нас рынок устроен по монополистическому принципу с несколькими крупными игроками, – продолжает Михаил Беляев. – Именно эти игроки устанавливают цены, которые мы видим в магазинах».
Сложившаяся монополистическая ситуация коренным образом отличается от совершенной конкуренции, добавил кандидат экономических наук.
Регулированием и ограничением цен на товары, в том числе на социально значимые, должна в сложившихся условиях рынка заниматься ФАС, уверен эксперт. Упомянутая же инициатива АКОРТ не приведет к необходимым результатам.
«Авторы этих предложений скорее являются лоббистами крупных торговых компаний, которые ссылаются на рост издержек на логистику, цен на аренду и топливо. Не без того. Но цены они повышают с удвоенной и утроенной энергией», – сообщил Михаил Беляев.
В случае снижения НДС на социально значимую продукцию, по словам экономиста, цены не снизятся существенно, а крупнейшие ретейлеры лишь получат возможность увеличить уровень прибыли.