Более половины российских топ‑менеджеров считают, что дефицита кадров в управленческом сегменте в 2026 году не будет. При этом самый острый спрос наблюдается на коммерческих директоров. В беседе с АБН24 руководитель агентства по подбору и развитию персонала АМАЛКО Гарри Мурадян рассказал, почему руководители закупок и логистики остаются на периферии внимания работодателей и действительно ли дефицита кадров среди управленцев нет.
Фото: unsplash.com
Согласно опросу, 53% руководителей уверены, что кадровый голод сохранится на текущем уровне. Еще 16% оценивают вероятность его снижения как крайне низкую, 8% допускают лишь частичное улучшение. Лишь 23% респондентов верят в позитивную динамику. Наиболее востребованы сегодня коммерческие и финансовые директора, а также руководители IT, кибербезопасности и цифровой трансформации. В тройке лидеров — директора по развитию, маркетингу и продажам. При этом спрос на директоров по закупкам и логистике остается низким.
«Коммерческий директор сегодня — „точка сборки« выручки и маржинальности. Это человек, который отвечает не просто за продажи, а за P&L, мультиканальные воронки, работу с крупными клиентами и управленческую аналитику по выручке. Хороший коммерческий совмещает стратегический взгляд и понимает, какие рынки и продукты качать. А также понимает приземленную операционку — планы, бюджеты, KPI, команда продавцов. Но таких людей на рынке единицы — отсюда и 62% дефицита по опросу», — рассказал Гарии Мурадян.

Эксперт отметил, что компании в условиях кадрового дефицита в первую очередь закрывают функции, напрямую влияющие на выручку и инвестиции: коммерцию, финансы, IT и цифровую трансформацию. Закупки и логистику часто «размазывают» между существующими командами или автоматизируют, а часть задач выводят на аутсорсинг.
По прогнозам Мурадяна, рост зарплат затронет управленцев в высокотехнологичных секторах, а также в промышленности и девелопменте, где идет масштабная цифровизация. Здесь работодатели вынуждены конкурировать не только с российскими игроками, но и с международным рынком. Часть топ‑менеджеров ориентируется на зарплатные вилки в Дубае и Юго‑Восточной Азии.
«Сохранение кадрового дефицита на управленческом уровне — это риск замедления роста, падения инвестиционной активности и качества управления: проекты откладываются, цикл принятия решений растягивается, растёт нагрузка на оставшихся руководителей и увеличивается вероятность ошибок. В масштабах экономики это означает более медленную модернизацию отраслей, снижение конкурентоспособности российских компаний и усиление «перетягивания одеяла» друг у друг», — отметил специалист.
По мнению собеседника, на сегодняшний день особенно остро нехватка управленцев ощущается в промышленности, строительстве, девелопменте, рознице и логистике — там, где сочетаются высокие темпы роста и узкий кадровый рынок. Чтобы не тормозить развитие, бизнесу придется активнее привлекать управленцев с зарубежным опытом и системно выращивать внутренних лидеров, заключил эксперт.
