Россия получила больше финансовой свободы. Внешний долг страны по итогам третьего квартала упал до 14,5% – это новый исторический минимум. Поможет ли это справиться с санкционным давлением, АБН24 рассказал старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин.
Фото: ededchechine © freepik.com
По итогам третьего квартала внешний долг России снизился до рекордного минимума – 14,5%. Показатель демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению на протяжении последних нескольких лет. Для сравнения, в 2020 году долговая нагрузка страны составляла 31%. На конец прошлого месяца совокупный кредитный долг России, включая государственный и корпоративный сегменты, достиг отметки в 293,4 млрд долларов – около 27,4 трлн рублей. При этом уровень долга в расчете на душу населения сократился до 2 тыс. долларов.
Снижение внешнего долга – позитивный фактор для национальной экономики. Россия будет в меньшей степени зависеть от иностранных кредиторов и при этом получит больше финансовой свободой в принятии экономических решений.
«Борьба с санкциями в нашем случае – это параллельный импорт и импортозамещение, что подразумевает инвестиции и дополнительные расходы. А параллельный импорт к тому же приводит к значительному подорожанию доставки продукции. Без этого никак, например, наши поставщики автозапчастей просто вынуждены сейчас работать через третьи страны. И, конечно, чем меньше долговая нагрузка, тем проще формировать бюджетную политику. И это может быть одним из факторов, играющих на преодоление санкционного давления», – отметил Александр Камкин.
При этом само снижение внешнего долга России может быть результатом международных санкций, которые и ограничили возможности по привлечению в национальную экономику внешних средств. Большая финансовая свобода, конечно, создает дополнительные преимущества, однако, по словам политолога, главными направлениями по борьбе с санкциями сейчас являются импортозамещение, параллельный импорт и углубление сотрудничества с дружественными странами. Как раз они помогают нивелировать давление на российскую экономику.
«Есть, конечно, определенные сложности. Прежде всего из-за усложнения схем платежей и поставок. Из-за этого растут цены для конечных потребителей, но жесткого санкционного барьера все-таки нет. В целом сейчас компании из Бразилии, Аргентины, Арабских Эмиратов, Индии и других стран получают уникальный шанс выйти на российский рынок, поскольку многие ниши освободились после ухода западных организаций», – пояснил политолог.
Эксперт отметил, что рычаги влияния Запада на российскую экономику через санкционные меры ослабевают. Существующие трудности, по словам Камкина, носят скорее временный характер и решаются по мере их возникновения.