Федеральный Центр социального проектирования «Платформа» провел обширное исследование, целью которого было изучить корпоративную среду крупных российских компаний. Социологи определили, каким образом внутренняя культура компании влияет на мнение о ней у потенциальных сотрудников, а также назвали лидеров среди российских организаций. В список попали представители разных отраслей, входящие также в число лучших нанимателей, такие как Яндекс, «Газпром нефть» и Сбер.
Фото: unsplash.com
Согласно сведениям Росстата, в июне 2024 года уровень безработицы в России достиг 2,4%. Исследователи из НИУ ВШЭ обнаружили, что возросшая конкуренция за сотрудников способствовала увеличению темпов роста зарплаты. Однако на решение человека работать в той или иной компании влияет также качество корпоративной среды, ставшее значимым фактором в борьбе за таланты. Специалисты обращают внимание на внутренние правила и ценности организации, а также на мобильность, развитие, систему поощрений и уровень бюрократии.
Аналитики опросили больше 1 тыс. сотрудников корпоративного сектора, побеседовали с экспертами и представителями ведущих компаний, оценили результаты онлайн-опроса. Все это позволило выявить ключевые типы корпоративных культур и определить прогрессивные бренды. В список лидеров вошли «Газпром нефть», «Сбер», «Яндекс», Т-банк, «Сибур» и Х5 Group. Их к топам по внутренней среде отнесло более половины опрошенных. Учитывались такие факторы, как цифровизация, гибкость и работа над креативными проектами.
По мнению экспертов, компании с лучшей корпоративной средой часто становятся лидерами рейтингов HR-привлекательности. Причем влияние корпоративных ценностей распространяется не только на рынок труда. Доступные и прозрачные правила, внимание к людям и экосистемный подход важны и в партнерских отношениях, помогая заинтересовать лучших подрядчиков в условиях их дефицита в разных сферах бизнеса.
Исследование показало, что российские компании в области корпоративной культуры комбинируют разные модели управления. Одним из примеров являются гибкие корпорации, постоянно внедряющие новые практики. Например, «Газпром нефть», по мнению исследователей, интегрировала лучшие подходы и решения в области корпоративной культуры и управления из разных отраслей. Такие инновации меняют традиционный бизнес, создавая гибкую модель управления с высокой прозрачностью, отмечают авторы.
Эксперты полагают, что сейчас управленческая эффективность растет и в государственном секторе. Драйвером развития корпоративной среды становятся не только частные компании, но и ведущие игроки в конкурентных отраслях, в том числе с государственной долей в капитале. Поэтому в списке лидеров наряду с IKEA, Unilever, «Тинькофф», «Яндекс», «Северсталью» и МТС можно увидеть «Аэрофлот», а также «Газпром нефть» и Сбербанк.
Аналитики пришли к выводу, что при массовом опросе респонденты выделяют крупные компании – в отличие от экспертов, обращающих внимание на бизнес из-за его профессиональных практик. Здесь конкуренция складывается между индустриальными, цифровыми и финансовыми брендами. Так, схожие позиции прослеживаются у «Газпрома», «Яндекса» и «Сбера». Масштаб, устойчивость и близость к государству делают эти компании привлекательными для российских работников.