В Госдуму внесли законопроект об оплате работодателями проезда сотрудников после окончания движения общественного транспорта. О реализации инициативы и возможных проблемах журналисту АБН24 рассказал экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
Фото: freepik.com
Законопроект предусматривает обязанность нанимателей оплачивать транспортные расходы сотрудников, если смена заканчивается после завершения работы общественного транспорта. Эта инициатива направлена на обеспечение безопасности и удобства подчиненных, которые не могут вернуться домой стандартными способами.
«На первый взгляд, все выглядит перспективно и вполне реализуемо. Однако, стоит учитывать возможные нюансы. Например, работодатели могут прибегнуть к различным ухищрениям, чтобы избежать дополнительных затрат. Одним из таких способов может стать предложение собирать проездные чеки с обещанием компенсации в будущем. В подобных случаях бухгалтерия может позже начать задаваться вопросами: действительно ли поездка была связана с работой и происходила ли она в указанное время? При отсутствии четких механизмов контроля, работодатель может просто отказаться от оплаты, ссылаясь на отсутствие доказательств или ограниченные финансовые возможности», — пояснил спикер.
Особенно актуальна эта проблема для малого и среднего бизнеса. В отличие от крупных компаний, где соблюдение трудовых норм часто является обязательным, мелкие работодатели могут посчитать такие расходы излишними и искать пути уклонения от новых требований. Эксперт отметил, что таким компаниям невыгодно увеличивать затраты, и поэтому они могут попросту игнорировать эту норму, как это часто происходит с другими положениями Трудового кодекса.
«Кроме того, встает вопрос, кого именно коснется эта инициатива. Законопроект, скорее всего, будет относиться только к сотрудникам, работающим по трудовому договору. А вот лица, работающие по договорам подряда или самозанятые, могут быть исключены из зоны действия нового закона. Работодатели могут заявить, что такие исполнители не являются их штатными работниками, а значит, оплачивать их проезд они не обязаны», — подчеркнул Колташов.
По его словам, если законопроект будет принят, его реализация в крупном бизнесе может пройти относительно гладко, но малые и средние предприятия, вероятно, постараются обойти эти требования, что сделает норму недействительной на практике для значительной части работников.