Закрыть

Не верьте своим глазам: какими способами от россиян скрывают рост цен

Стоимость продуктов в России растет, а ценники на них не меняются. Производители умело скрывают подорожание от покупателей. Как это работает и почему потребителей заставляют переплачивать, АБН24 рассказала доцент кафедры пищевых технологий и биоинженерии РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Мясникова.

1

Фото: АБН24

Российские производители скрывают от покупателей рост цен на продукты. Вместо повышения стоимости они уменьшают объем упаковки. Единица товара все равно становится дороже: потребитель просто получает меньше продукта за те же деньги. Такой прием называется «шринкфляция» и в России его используют еще с 2008 года. Однако сейчас, по словам эксперта, эта практика становится все более распространенной.

«Открытое увеличение стоимости товара, как правило, вызывает недовольство со стороны покупателей, и поэтому производители пытаются оптимизировать свои издержки, не увеличивая цену. Люди при этом чисто психологически ориентируются на привычные объемы – например, покупатель думает, что он приобретает килограмм крупы, как когда-то было раньше, а на деле там 950 или 900 граммов. Иногда приходится встречать пачки весом 800 граммов», – пояснила Елена Мясникова.

В уменьшенном формате, по словам эксперта, сейчас продается свыше 80% молочной продукции и порядка 97% всего ассортимента круп. Однако этими товарами производители не ограничиваются – определить шринкфляцию сейчас можно в каждой категории.

Оценить на глаз, сколько весит упаковка гречки – 1 килограмм или 900 граммов – довольно затруднительно. Заметить изменения по непрозрачной упаковке тоже невозможно. В других случаях, чтобы сохранить у покупателей иллюзию ценовой стабильности, производителям приходится постараться – изменять формы упаковки, нарезать продукт на более тонкие куски или закрывать пустоты воздухом.

По словам Мясниковой, часто шринкфляция – вынужденная мера. Производители таким образом отвечают на инфляцию: когда растут цены на сырье, логистику и рабочую силу, компании начинают уменьшать объем продукции. Это позволяет им сохранять рентабельность и оставаться конкурентоспособными. Кроме того, по словам эксперта, такая мера не единственная в арсенале продавцов и производителей.

«Не всегда можно вспомнить начальную стоимость товара после каких-то скидок и акций, которые с определенной периодичностью проводят все торговые точки. Продукт питания просто будет стоять на полке уже по более дорогой цене, и покупатель, как правило, не сможет отследить, произошло ли это увеличение или стоимость товара осталась прежней», – отметила эксперт.

При этом нормы законодательства такие приемы не нарушают – вся информация о количестве товара и его объеме указывается на упаковке. Чтобы не попадаться на уловки, придется внимательно читать этикетки и пересчитывать стоимость.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров