Рождаемость в России на историческом минимуме – отрицательный рекорд страна устанавливает уже второй год подряд. Рожать больше женщин не стимулируют даже многочисленные меры государственной поддержки. Почему так происходит, АБН24 рассказали эксперты.
Фото: pxhere
В 2024 году в России наблюдается исторический минимум рождаемости за последние 25 лет, согласно данным Росстата, опубликованным в сентябре. В первой половине этого года в стране на свет появилось всего 599,6 тыс. детей, что на 16,6 тыс. меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. В июне страна побила новый антирекорд – впервые за последние 25 лет ежемесячное число новорожденных опустилось ниже отметки в 100 тысяч.
Количество детей в России снижается на протяжении последних девяти лет. Демограф Ольга Соловьева отметила, что уменьшение данного показателя на 35% в период с 2014 по 2023 год связано с демографической ямой 1990-х годов. Тогда детей, которые сейчас уже сами должны стать родителями, появилось недостаточно.
«Новое взрослое поколение не может заполнить пробел из-за своей малочисленности. Эта демографическая тенденция была предсказана давно», – пояснила эксперт.
При этом снижение рождаемости происходит, несмотря на активную поддержку со стороны государства. В России продолжает действовать семейная ипотека со сниженной процентной ставкой. Ежегодно индексируется материнский капитал: в 2024 году за рождение первого ребенка полагается 630 тыс. рублей, а за второго – 833 тыс. рублей. В 2025 году суммы увеличатся на 7,3%. Кроме того, материальная помощь не ограничивается только этими выплатами – матерям уже с момента постановки на учет по беременности положены государственные и региональные выплаты. Тем не менее, увеличить желание женщин рожать все эти меры не смогли.
Как отметила практикующий психолог и коуч по детско-родительским отношениям Лариса Окулик, господдержка играет важную роль в стимулировании рождаемости, но не пересиливает влияние тревожного фона, вызванного экономическими и геополитическими факторами.
«Экономика «шатается», люди все менее уверены в завтрашнем дне, и решиться на рождение детей им сложно. Например, женщины боятся, что их мужья уйдут на СВО, и им придется растить ребенка в одиночку. Таких случаев сейчас порядка 30%. Более того, инфляция и постоянное подорожание товаров усиливают страх перед финансовыми проблемами, а рост ипотеки и отмена большей части льготных программ – перед жилищными», – уточнила эксперт.
Кроме того, само воспитание ребенка является финансово затратным процессом. Как отметила общественный деятель Алина Ржанова, с учетом всех расходов семей государственной поддержки может быть недостаточно для обеспечения комфортного уровня жизни с детьми. К тому же, в России существуют инфраструктурные проблемы – сложности для родителей могут возникнуть, например, из-за частого отсутствия мест в яслях и детских садах. В этом случае, по мнению экспертов, полезно обратиться к советскому опыту.
«Ясли, детские сады, школы и вузы были максимально доступными, а в ряде регионов – бесплатными; профсоюзы обеспечивали путевки в детские лагеря и санатории. Учебники также предоставлялись безвозмездно. Если возобновить такую практику, семьям будет проще решиться на рождение ребенка», – пояснила Окулик.
Некоторый опыт из прошлого российские власти все же решили возобновить. В 2023 году, например, вспомнили об институте молочных кухонь – ежемесячной помощи семьям с продуктами. В каком объеме выдается питание и по каким правилам, сейчас решают региональные власти, поэтому наполнение и перечень тех, кому оно положено по стране варьируются. Однако в ряде субъектов подобные меры все еще недоступны.
«Я сейчас добиваюсь возврата молочной кухни у себя в Ярославской области, написала обращение к губернатору, но в ответ от местного Минздрава получила: «Денег нет, но вы держитесь». Но вы, женщины, «выньте и положьте» нам по ребенку в год. Так это не работает», – отметила Алина Ржанова.
При этом материальными аспектами проблема низкой рождаемости не ограничивается. По словам Ларисы Окулик, в российском обществе существует распространенная, но ошибочная установка, что дети – это посягательство на свободу, а карьера и финансовая независимость имеет больший приоритет. В этом случае больший положительный эффект имели бы меры по созданию более привлекательных условий по совмещению профессиональной деятельности и родительства, которых в России пока недостаточно.