Проект, который тянется еще с 1950-х годов прошлого века, решили снова актуализировать хотя бы на словах.
Фото: pxhere.com
Сенатор от Томской области Владимир Кравченко предложил актуализировать проект Северо-Сибирской магистрали (Севсиб), включив его в Транспортную стратегию России, федеральную адресную программу и инвестпрограмму РЖД.
«Недавно [председатель Совфеда] Валентина Матвиенко проводила первое заседание совета по [развитию] Сибири. Это основной транспортный проект, поэтому он должен во всех решениях дублироваться, быстрее прорабатываться. И в конечном счете [нужно] начинать выполнять», – заявил на Транспортной неделе-2024 сенатор.
Заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков ранее сообщал, что ряд крупных инфраструктурных проектов, включая Севсиб и железнодорожную линию в Китай через Курагино, еще находятся на стадии оценки.
«Мы включили их в периметр Стратегии (социально-экономического положения Сибирского федерального округа до 2035 года – прим. ред.), чтобы фокус на них сохранялся и чтобы понимать тот момент, когда эти проекты выйдут на эффективность, исходя из той грузовой базы, которая будет вокруг них появляться», – пояснил Вахруков.
Виктор Кресс, еще один томский сенатор, еще в 2023 году объяснял значение Северо-Сибирской железнодорожной магистрали для России в целом и для Томска в частности: она может стать вторым Транссибом, соединив ресурсобогащенные регионы Севера и Приполярья с Дальним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Проходя через ХМАО, Томскую область и Красноярский край, она интегрируется с БАМом, снизит нагрузку на Транссиб и обеспечит развитие сибирского Севера.
«Этот проект я как мог пробивал еще будучи губернатором. Считал и считаю его стратегически важным и крайне необходимым для России», — добавил тогда Кресс.
На федеральном уровне о Севсибе вспоминали в том же 2023 году. И тогда заявления властей указывали на то, что это будет масштабный проект, который предполагает не только строительство недостающего участка Нижневартовск — Белый Яр — Усть-Илимск, но и создание транспортных коридоров к арктическому побережью и китайскому Синьцзяну. По предварительным оценкам, стоимость проекта может составить около 25 трлн рублей. Тогда не было ясно, найдутся ли в бюджете такие деньги, но к 1 марта 2024 года президентом было поручено правительству совместно с властями Кузбасса, РАН и ОАО «РЖД» представить доклад о Севсибе.
А к летнему Петербургскому международному экономическому форуму (ПМЭФ) в 2024 году планировалось представить концепцию развития Севсиба, так как регионам СФО необходим другой путь, отличный от Транссиба.
Проект железнодорожной линии Нижневартовск — Белый Яр — Усть-Илимск протяженностью около 2000 км обсуждается с 1950-х годов. Он упоминался в различных стратегических документах, включая стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2023 года (от 2008 г.) и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (от 2009 г.). В транспортной стратегии стоимость проекта оценивалась в 218 млрд рублей. Планировавшееся на 2016 год начало проектирования было отложено на неопределённый срок.
Проект железнодорожной линии Таштагол — Урумчи, предполагающий новый транспортный коридор в Китай через Алтай, выглядит труднодоступным: сложный горный рельеф делает строительство дороги очень дорогим. Рассматривались варианты строительства тоннелей под Алтаем, но проект не был реализован. В 2021 году представитель РЖД Алексей Шило отмечал потенциальную экономическую целесообразность проекта «преимуществами, которые мы получим».
Еще в 2020 году рассматривался проект «Сибирский меридиан», объединяющий порты Тихого и Индийского океанов, а также точки на Северном морском пути. Проект включал в себя Севсиб и оценивался примерно в 5 триллионов рублей.
В рамках «Сибирского меридиана» значился участок Кызыл — Курагино (410 км, стоимость более 190 млрд рублей). В октябре 2023 года его в очередной раз закрепили в стратегии развития Сибирского федерального округа, но с формулировкой «оценка целесообразности», которую планируется завершить к 2026 году. Концессионное соглашение на строительство участка Кызыл — Курагино, заключенное в 2018 году, было приостановлено на пять лет в 2021 году.
«Севсиб рассматривается в качестве параллельного Транссибу хода, пропускные способности которого сегодня ограниченны. К тому же проект позволит вовлечь в производственный оборот ресурсную базу Сибири», — объяснял на V Экономическом форуме в Красноярске в 2008 году тогдашний министр транспорта России Игорь Левитин.
В итоге в марте 2024 года проект оценили в 8 триллионов рублей и заявили, что он окупится за 20 лет.
Напоминаем, что в России обычно есть один глобальный проект. Остальные тоже считаются важными, но как будто не настолько. Например, сейчас первым по важности проектом считается ВСМ «Москва — Петербург», до этого были МТК ЕЗК (трасса М-12 Сибирь) и Крымский мост. Судя по всему, Севсибу придется подождать до завершения проекта ВСМ, чтобы стать следующим приоритетным проектом.