На этот раз европейские ограничения коснутся более 45 нефтяных танкеров, около 50 физических лиц и порядка 30 организаций.
Фото: pxhere.com
Европейский союз готовит 15-й пакет санкций против России, который, по данным Bloomberg, затронет более 45 нефтяных танкеров, около 50 физических лиц и порядка 30 организаций.
Предполагается запрет на заход российских нефтяных танкеров в европейские порты и ограничение доступа к «рискованным перевозкам». Также санкции коснутся российских нефтяных компаний, их руководителей и производителей военной техники.
В санкционный список могут быть включены компании из Ирана, Индии, Китая, ОАЭ, Таиланда и Сербии, которые, по мнению ЕС, помогают России получать технологии двойного назначения. Ограничения также коснутся северокорейских военных чиновников.
Окончательный список санкций еще обсуждается и может быть изменен. Обсуждение пакета санкций состоится 27 ноября, принятие ожидается до конца года.
Это не первые санкции со стороны ЕС, связанные с нефтью. Так, 3 декабря 2022 года Евросоюз установил предельную цену на российскую нефть в 60 долларов за баррель. В решении говорится, что это необходимо, чтобы отслеживать эффективность мер и их потенциальное влияние на государства ЕС, а также «реагировать на события на рынке, включая возможные потрясения». Механизм ценового потолка на российскую нефть предусматривает снятие ограничений на сопровождение сделок, если цена поставок будет ниже установленного уровня. К инициативе присоединились страны ЕС, Великобритания, США, Канада, Австралия и Япония. Крупнейшие покупатели российской нефти — Китай, Индия и Турция — не участвуют в происходящем.
5 февраля 2023 года вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафты и мазута) в Евросоюз. До этого на него приходилось 42% от общего экспорта нефтесырья из России.
Вашингтон 20 декабря 2023 года ввел санкции против трейдеров из Гонконга Bellatrix и Covart, Voliton из ОАЭ, а также Sun Ship Management, управляющей переданными нефтяными танкерами «Совкомфлота».
На фоне санкций весной 2022 года возникло множество прежде малоизвестных трейдеров, которые начали торговлю российской нефтью. Также изменились каналы поставок — в сторону Азии. Например, «Роснефть» за январь — сентябрь 2022 года увеличила продажи нефти на экспорт в дальнее зарубежье на 4,8% — до 77,3 млн тонн, в том числе в Азию — почти на треть, до 52,4 млн тонн, говорится в пресс-релизе компании. А в 2023 году Александр Новак заявлял, что Россия перенаправит на азиатские рынки около 140 млн тонн нефти и нефтепродуктов, которые ранее экспортировались в Европу. По его словам, поставки в ЕС сократятся примерно до 80-90 млн тонн по сравнению с 220 млн тонн в 2022 году.
И действительно — в мае 2023 года объем поставок нефти в азиатские страны достиг своего пика с начала 2022 года — до 4 миллионов баррелей в день.
В Европе есть несколько крупнейших портов, через которые проходят значительные объемы нефти и нефтепродуктов. Например, Порт Роттердам в Нидерландах. Морские нефтяные терминалы компании Royal Vopak Group в Роттердаме входят в число крупнейших в Европе. Или порт Антверпен в Бельгии. Он входит в состав региона Amsterdam-Rotterdam-Antwerpen (ARA) — зоны массовой торговли, хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов. Также есть порт Нью-Йорка и Нью-Джерси. Он состоит из нескольких терминалов, расположенных в пяти районах этих городов.