Вице-премьер России Дмитрий Патрушев пообещал Владимиру Путину заняться построением экономики замкнутого цикла и теми задачами экологической повестки, которые так и не удалось решить в течение последних пяти лет. В центре внимания – «разматывания клубка» противоречий реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и ликвидация свалок.

Фото: АБН24, kandinsky 3.1
«У нас появляется новый проект «Экологическое благополучие». Это, по сути, продолжение нацпроекта «Экология». Мы будем заниматься теми задачами, которые не смогли решить в рамках того пятилетнего цикла. Первое, на что будем обращать внимание, это формирование экономики замкнутого цикла. Это работа с твердыми коммунальными отходами, это контейнеры, перевозка, площадки, куда мы будем их захоранивать. На это будем обращать внимание вместе с регионами. Соответствующие решения по контролю этого направления на федеральном уровне все приняты. У нас создан инцидент», – заявил Дмитрий Патрушев на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в Кремле 5 декабря.
Мусорная реформа продолжает расползаться по швам. Вопросов настолько много, что в ноябре, по поручению премьера РФ Михаила Мишустина, оперативный штаб при Минприроды был преобразован в межведомственный штаб «Инцидент «Организация системы по обращению с ТКО„». Теперь проблему еженедельно обсуждают в Координационном центре Правительства РФ. Подключились Генеральная прокуратура и ФСБ.
Также участниками инцидента стали Минприроды, Российский экологический оператор, Минфин, депутаты Госдумы, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, другие заинтересованные ведомства, а также руководство субъектов, сообщила пресс-служба Правительства РФ. Первое заседание провёл вице-премьер Дмитрий Патрушев.
«Можно сколько угодно говорить о количестве реализованных мероприятий – результативность работы несложно оценить любому человеку. Достаточно просто посмотреть, вовремя ли вывезен мусор во дворе», – заявил вице-премьер.
Хоть и неохотно, но проблему признают в Российском экологическом операторе – публично-правовой компании, созданной специально для формирования комплексной системы обращения с мусором 5 лет назад. Недавно там выявили некорректное определение массы образования твердых коммунальных отходов в 17 субъектах РФ, сообщила пресс-служба компании.
Находка неприятная. Из-за неправильно посчитанной массы мусорной генерации невозможно точно спрогнозировать объем требуемых мощностей по обработке и утилизации отходов. С новыми объектами тоже не ахти – в 21 регионе темпы проектирования требуемой инфраструктуры отстают от графиков. А без этого не получится выполнить поручение Президента РФ.
«Проще говоря, 21 регион рискует не достичь 100% сортировки и снижения доли захоронения на 50% к 2030 году. Потому что некорректно спроектировали инфраструктуру по сортировке и переработке ТКО в территориальных схемах», — заявил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Кроме того, в РЭО пожаловались, что до сих пор не имеют никакого представления о том, сколько мусора в реальности захоранивают на полигонах. Только 165 объектов размещения из 1325 передают информацию. Остальных в РЭО подозревают в искажении информации, цифровые двойники полигонов ситуацию не спасли.
«Законодательство не первый год требует, чтобы предприятия автоматически передавали данные по весовому контролю в государственную информационную систему учета отходов (ФГИС УТКО). По факту каждый мусоровоз должен вставать на весы перед тем, как попасть на предприятие. Этот механизм должен позволить фиксировать объем отходов, который образуется в стране. Но на практике все выглядит иначе. […] Фактически ни на федеральном, ни на региональном уровне мы не можем достоверно сказать, какой объем отходов поступает на полигоны ежедневно, еженедельно, ежемесячно, в календарный отчетный период. Это создает большие риски сознательного манипулирования данными, а значит, будут искажаться расходы предприятий, включаемые в тарифы. Сейчас мы ориентируемся на данные, которые заносят сами регоператоры, без подтверждения об использовании средств инструментального контроля», – то ли пожаловался, то ли признался Буцаев.
При всем при этом в РЭО продолжают настаивать на том, чтобы именно данные ФГИС УТКО использовались при установлении тарифов для региональных операторов по обращению с отходами. Для объективности в систему планируют закачивать данные о движении мусоровозов и сведения комплексов весового контроля с полигонов. В какие сроки и как подобное будет организовано не понятно. А пока доверия к операторам нет, также как и весовых комплексов при въезде на полигоны.
Напомним, на непростую ситуацию, связанную с реформированием отрасли обращения с отходами, обратила внимание спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко. На заседании Совета законодателей РФ в апреле этого года глава Совета Федерации попросила регионы проверить, куда были направлены 280 млрд рублей, собранные региональными операторами в виде платы с населения за услугу.
«На эти цели с людей собрали по стране за год почти 280 миллиардов рублей — куда они пошли? Региональных операторов по мусору никто толком не контролирует — просто идут отчеты, что столько-то потрачено на бензин, столько-то туда, столько-то туда. Но мусоровозов если и добавилось, то немного, сортировка мусора не сильно выросла, утилизация свалок хромает, а количество несанкционированных свалок только растет», — заявила Матвиенко.
С этого момента за реформу взялись основательно. Счетная палата РФ сразу предупредила, что существует риск не достижения задач, поставленных Президентов РФ к 2030-му году, а ФАС отчиталась о необоснованных средствах в тарифах регоператоров по итогу 2023 года в сумме 4,44 млрд рублей.
Несмотря на это, дискуссия о необходимости повышать тарифы за услугу обращения с отходами набирает обороты. РЭО продолжает заявлять о серьезных финансовых потерях регоператоров на логистике. Кроме того, помимо транспортных, административных расходов, затрат на обработку и размещение мусора, а также инвестиционной составляющей в тариф регоператоров планируется включить затраты на создание и обслуживание непосредственно контейнерных площадок. Платить, конечно же, будут жители.