Стремительное изменение мирового политического контекста серьезно ударило по важнейшему сегменту российской экономики — логистике. Радикальная позиция недружественных государств прервала логистические цепочки, замедлила товарооборот и, в том числе, привела к огромным очередям грузового автотранспорта на границах России.
Фото: ru.freepik.com
Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию отметил эту проблему и выразил уверенность, что российские технологии позволяют ликвидировать очереди.
Однако цифровое решение было внедрено уже 1 сентября 2023 года. Систему электронной очереди запустили в Забайкальске на границе с Китаем: в пункте «Бугристое» в Челябинской области, граничащей с Казахстаном, и пункте Чернышевское на границе с Литвой.
Система электронной очереди позволяет любому водителю заранее забронировать день и час пересечения границы. Таким образом, при грамотном использовании системы всеми ее операторами заторы при переходе границы полностью ликвидируются.
«С российской стороны решение более чем эффективное. Это, безусловно, просто и относительно дёшево и ликвидирует проблему очередей. Однако успешность инициативы может быть гарантирована только при адекватном поведении всех участников системы, то есть, в том числе, и недружественных нам Литвы и Польши», — рассказал почетный работник транспорта России, член общественного совета Федерального дорожного агентства («Росавтодор») Минтранса РФ Игорь Моржаретто.
Он подчеркнул, что свою часть работы российские таможенники и пограничники могут сделать быстро. Но поскольку со стороны Европейского союза и США действуют санкции, литовские пограничники особенно пристально и долго досматривают все российские грузы.
«Важно понимать, что в этих действиях литовцы руководствуются только собственным регламентами, которые серьезно ужесточились за последние два года. Таким образом, часто отпадает даже приблизительная возможность планирования времени, необходимого на погранперехода», — подчеркнул Игорь Моржаретто.
Несмотря на то, что за первые четыре месяца с помощью нового цифрового решения границу перевели 68 тысяч грузовиков, есть ещё те перевозчики, которые до сих пор не знакомы с системой. Специально для них в течение 2024 года пройдет цикл онлайн-семинаров, обучающих работе с электронной очередью и ее региональными особенностями в каждом из пунктов перехода границы.