Маркетплейсы попросили законодателей не запрещать им платный возврат товаров. Реакция поступила на внесенный еще в марте в Госдуму РФ законопроект о регулировании площадок. Слухи о сложившихся проблемах в беседе с АБН24 развеял вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.
Фото: freepik.com
По словам эксперта, маркетплейсы понимают неудобство для покупателя платного возврата товаров. Более того, это может стать ограничением для целого ряда покупок, которые необходимо примерить. Например, одежда, обувь, а также товар, который на картинке в интернете может выглядеть не так, как в реальности, или иметь другие характеристики.
«С точки зрения экономики процессов, у маркетплейса при возврате товара появляются расходы, которые он должен как-то компенсировать. Поскольку основным конкурентным преимуществом является цена, то правильнее не закладывать их в накладные, увеличивая тем самым стоимость товара, а переносить на конкретного потребителя, который возвращает товар», — отметил вице-президент Союза торговых центров.
В случае доставки испорченного или некачественного товара, по его мнению, было бы разумно возлагать расходы на возврат на того, кто несет ответственность – на логистическую компанию или продавца.
«Для этого должна быть система определения причины возврата в ПВЗ в присутствии представителя маркетплейса. Сейчас многие этого не делают, исходя из целей упрощения процессов. Как только заработает данная система, то сойдет на нет и проблема с возвратом подложных товаров», — уточнил эксперт.
Другое дело, что операторы онлайн торговли, агрессивно развиваясь ранее, приучали покупателя к «бесплатной» доставке. Сейчас, когда они занимаются операционной эффективностью, снижая свои расходы, покупатели не понимают, почему они должны платить за то, что раньше ничего не стоило.
«Полагаю, что это не последнее повышение стоимости, так как сейчас многие маркетплейсы работают, используя инфраструктуру самозанятых, выплачивая минимальные по сравнению с офлайн розницей налоги и применяя другие приемы снижения накладных расходов. Когда доля рынка увеличится, государство придет за своими налогами и это неизбежно отразится на стоимости товаров в онлайне», — подчеркнул Люлин.
Эксперт заключил, что на данный момент сложилась парадоксальная ситуация, когда онлайн-торговля из-за искусственно созданных более благоприятных условий, убивает классическую оффлайн розницу, которая чаще всего представляет собой малый и средний бизнес. При этом, неверно полагать, что это делается только во благо людей для более широкого доступа к товарам и низких цен. По мнению Люлина, мы наблюдаем становление монополии маркетплейсов, которые, достигнув доминирующего на рынке положения, начинают извлекать максимальную прибыль за счет продавцов, ПВЗ и покупателей.